Главная Культура 00:05 20 Июля 2018 4593
«Семья - это место, где мы абсолютно обнажены...»

Андрей Звягинцев с заметками на полях своих фильмов

Нина Катаева
Андрей Звягинцев. Фото: globallookpress.com

Андрей Звягинцев — вот уже 15 лет это имя притягивает к себе внимание зрителей и кинематографического сообщества. Ворвавшись на киноолимп в 2003 году, вне всяких канонов — никому не известный дебютант, не имеющий режиссерского образования, получает на Венецианском фестивале двух «Золотых львов» за фильм «Возвращение» — и с тех пор ни разу не спускается с пьедестала почета, получая призы Каннского фестиваля за последующие четыре картины: «Изгнание» 2007 года (лучшая мужская роль, сыгранная Константином Лавроненко), «Елену» 2011-го (специальный приз жюри «Особого взгляда»), «Левиафана» 2014-го (за лучший сценарий), «Нелюбовь» 2017-го (приз жюри). В чем секрет такого успеха?

Его приоткрыл сам режиссер на творческой встрече в киноклубе «Эльдар», а также на ретро-показе фильмов «Возвращение» и «Изгнание» в кинотеатре «Октябрь».

Отрывки из этих фильмов были показаны и на встрече режиссера со зрителями в киноклубе «Эльдар». Зал был полон, записки, словно голуби, летели на сцену, ведущая Ольга Галицкая дифференцировала их, и на самые жгучие вопросы режиссер отвечал немедленно. Например, противостояние мира детей и взрослых в «Возвращении» прокомментировал так: «Семья — это место, где мы абсолютно обнажены, где совершаются самые главные битвы, если проводить параллель с христианской символикой: сердце — тополе, где добро борется со злом. Вот почему в Каннах я говорил, что мы не должны заниматься политической оценкой картин, нужно отмечать те моменты, где автор разбирает на крупицы человеческую душу». Напомним, что в «Возвращении» рассказывается о двух мальчишках, к которым неожиданно возвращается отец. Странный чужак переворачивает их жизнь, вырывая из привычного существования, и привозит подростков на заброшенный остров.

«Что касается «Изгнания» (фильм о сложных отношениях между мужем и женой, в которых так много непонимания, что зритель начинает сомневаться, а была ли любовь. — Ред.),— продолжил Звягинцев, — особо хотел бы сказать о шведской актрисе Марии Бонневи, сыгравшей Веру. В нее влюблялись все на съемочной площадке — и ассистенты, и ассистентки. Пространство, в которое она входила, освещалось светом, своим лучистым веществом она абсолютно заполняла его. Ее Вера — иная, она словно познала тайну мироздания. Мы условились, что играть она будет на русском, а потом мы ее дублируем, тем более что голос Елены Лядовой замечательно совпадает с ее внешностью. На пробах взяли сложнейшую финальную сцену — с пятиминутным монологом, со слезами взахлеб, со всем этим эмоциональным составом — сделай-ка такое на чужом языке... Сняли три дубля без суфлера — один другого лучше, это поразило всех.

Уверен, сработало то, что перед съемками я напугал Марию. Рассказал ей байку, как Сергей Юрский ставил спектакль в Японии. На первой же встрече с труппой он спросил героиню — «Вы играете на фортепиано?» — «Нет». — «Как же быть, героиня должна сыграть этюд Шопена... Впрочем, пустяки, включим за сценой фонограмму, не волнуйтесь». Но когда через три месяца он приехал ставить спектакль, эта девушка в первый же день села за рояль и сыграла ему Шопена. Рассказав это, я связал Марию ответственностью. И она — умница — сделала все замечательно».

Подмосковная Елена и псковский Левиафан

«Когда критики заговорили о теме социального неравенства в «Елене», акцентируя внимание на библейской фразе «И последние станут первыми», я с ними спорил. Мы собирались говорить в картине о другом — о том, как человек с легкостью превращается в монстра даже без особых видимых причин. Помню, довелось мне в то время со сценарием в руке стоять у табло с бегущей строкой в аэропорту. Читаю новость — «Предпринимательница из Подмосковья заказала своего мужа за 40 тыс. рублей». Думаю — «Вот тебе и Елена». Как такое случается с нами, наследниками Достоевского и Толстого, «народом-богоносцем», «душой всего мира»?! Что это — изменение человеческого вида на территории, которая казалась носителем духовности? Благодаря чему?.. Мое мнение — Золотому тельцу».

«Поразительно, но то же самое случилось с «Левиафаном». Во Пскове этой картины не было в прокате, а когда мы с ней туда приехали, меня спросили — «А вы читали о «псковском Левиафане»? Невероятные параллели преподносит жизнь, можете посмотреть в интернете — оказывается, там в реальности произошла совершенно такая история. Мы не знали о ней, когда делали фильм. Но, значит, углядели в жизни какие-то приметы и явления, которые в нашем воображении превратились в художественный образ. Не пошли против правды ни в одной фигуре, ни в одном сюжетном повороте, ни одна реплика не брошена просто так, все взвешено и промыслено. И всему задан вопрос — «Я свидетельствую правду или совершаю подгон?» Мой ответ — «Свидетельствую правду».

«Нелюбовь» — абсолютный вымысел, мы долгое время мечтали о ремейке бергмановского фильма «Сцены из супружеской жизни» — не случилось. А однажды Олег Негин, мой друг и соратник, наткнулся на статью о поисковом отряде «Лиза Алерт». История создания этого движения в 2010 году Гришей Сергеевым потрясает. Он участвовал в поисках маленькой девочки, тело которой нашли на шестой день. И когда патологоанатом сделал заключение, он был угнетен мыслью о том, что им не хватило всего нескольких часов, чтобы обнаружить ее живой. Он создал движение, которое разрослось по стране, год назад отряды действовали в 25 регионах. Волонтеры не вступают ни в какие отношения с государством, они совершенно независимы. Ничего не получают за работу, просто отдают свое время на алтарь чужой беды. Вдумайтесь в цифры: в 2016 году в стране пропало 6150 человек, родственники которых дошли до «Лизы Алерт», из них 89 процентов людей найдены живыми. Тема гражданской инициативы снизу, когда общество само спасает себя в стране, которой наплевать на людей, нас очень волновала, и хотелось ее отразить».

«Мизансцена «Член жюри Канн» — не для меня»

На встрече в «Эльдаре» зрителей, конечно, интересовало, как работалось Звягинцеву в жюри 71-го Каннского фестиваля, как там смотрелось русское кино и каким в целом было отношение к России. Андрей — прекрасный рассказчик, и буквально через несколько фраз зал в «Эльдаре» ощутил себя словно на Лазурном берегу, где в знаменитом «Люмьере» проходили кинопоказы, и конкурсные картины смотрело жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланш.

Знатоки предупредили Андрея, что участие в работе каннского жюри считается «жизненным достижением», то есть выступить в этой роли судьба предложит вам лишь раз в жизни. Арт-директор Тьерри Фремо так формирует жюри, что ни один из участников не пересекается в интересах с картинами конкурса, членам коллегии запрещено общаться с участниками съемочных групп и рассказывать кому-либо о том, как проходили дискуссии. Нарушители, конечно, бывают, как, например, Паоло Соррентино в прошлом году, но когда арт-директору напомнили об этом, он руками развел: «Ну что вы хотите, это итальянцы!» Сам Андрей не заглядывал даже в ежедневный киножурнал, который ему доставляли в номер.

«Оценить21 картину со всего мира, конечно, большая ответственность, — признался Звягинцев, —ведь от твоего решения, возможно, будет зависеть чья-то судьба. Не могу сказать, что полностью удовлетворен этой работой: были фильмы, которые заслуживали большего и должны были попасть в семерку премированных. Но уложить все симпатии в это прокрустово ложе сложно, и часто я с удивлением слышал высокую оценку фильма, который, на мой взгляд, этого не заслуживал, или наоборот.

Сами понимаете, что такое европейский менталитет и лояльность американцев и австралийцев: если им что-то не нравится, непременно найдут, что показалось интересным. А в целом получается какая-то «вата», нет ощущения ясности, с большим событием в мире искусства имеем дело или с тем, что может остаться за бортом. В очередной раз убедился, что вердикт жюри — просто набор мнений, и, если пригласить других экспертов, решения по этим же самым картинам наверняка будут другие».

Звягинцев эмоционально высказался о конкурсном фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, который с тех пор успел пройти в нашем прокате. «Это удивительно тонко сделанная вещь, мощный шаг вперед для самого Кирилла, — сказал Андрей, — и я совершенно обескуражен тем, как была встречена картина жюри, несмотря на восторженную французскую прессу. Не помог даже мой получасовой рассказ о железном занавесе в Союзе. И поверьте, у меня теперь нет никакого желания попадать второй раз в мизансцену под названием «жюри Канн»: незавидна участь того, кто, отдав весь жар своей души защите фильма, видит, что все напрасно. В очередной раз позавидовал обычному зрителю, которому не надо согласовывать ни с кем свое мнение».

«Мои университеты — Музей кино»

Широк был спектр интересов авторов записок в «Эльдаре», удалось и мне задать свой вопрос— где постигал Андрей искусство режиссуры?

— В Музее кино, который открылся в конце 80-х, — был ответ. — Там имелось множество кинозалов, и Наум Клейман ежедневно показывал великие фильмы мира. Учась в ГИТИСе, ходил туда ежедневно. Эти походы и стали моими университетами. Главной встречей называю великий фильм Антониони «Приключение». Он открыл мне, что такое кино и какими возможностями диалога с аудиторией оно обладает.

— Тяжело было работать с актером Андреем Смирновым в «Елене»?

— Ну, вообще-то я его боялся — маститый, с сокрушительным нравом, если что не понравится — за словом в карман не полезет. Но он сразу сказал: «Я актер, вы режиссер, вы мне говорите, я делаю». Правда, на одной из первых съемок Надежда Маркина ошиблась, он — кулаком по столу: «Не тот текст!» И сразу — «Ой, Андрей, извините». Очень спонтанный, живой, невероятно витальный человек, поэтому к нему сразу возникает доверие.

— Что отвечаете тем, кто хотел бы посотрудничать с вами?

— Что у меня есть свои замыслы, и я мечтаю их реализовать, но если среди предложений попадется что-то такое, что выбьет почву из-под ног, и я пойму, что это ровно то, что мне нужно сейчас, поверьте, я вас найду.

— Как попасть в вашу картину?

— Мы по полгода делаем кастинг. Стараюсь расположить артиста, поговорить по душам. Дальше он получает сцену.

— Классики считали, слишком широк русский человек, надо бы сузить...

— Мне кажется, сузился он — пора бы начать расширять.

— Что делать, если руки опускаются и хочется уйти из профессии?

— Чувство неуверенности — очень здоровое чувство, не сомневаются только самонадеянные люди. Выйти из творческого кризиса поможет работа. Вот я целый год, по правилам нашего прокатчика, езжу по миру и рассказываю, как мы снимали фильм «Нелюбовь». Жду творческого вдохновения, а оно приходит в тот самый момент, когда продюсер говорит — «А давайте мы снимем вот этот фильм». И кризис отступает. Когда летние фестивали отшумят, сядем своей командой и будем думать, что делать дальше.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5538
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4661
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4251
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4246
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?