МРАЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА ТАРИФОВ

На прошлой неделе первый заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Александр ЦЕЛЬКО провел в РИА "Новости" пресс-конференцию. Отвечая на вопросы журналистов, он изложил позицию МПС, касающуюся взаимоотношений с РАО "ЕЭС России" в процессе обеспечения топливом регионов Сибири и Дальнего Востока.

В последнее время со стороны руководства РАО "ЕЭС России" исходит резкая критика в адрес Министерства путей сообщения Российской Федерации. Так, глава энергетиков Анатолий Чубайс заявил, что в связи с повышением железнодорожных тарифов с 1 августа на 18 процентов он не исключает в ближайшее время повышения тарифов на электроэнергию. Вслед за этим член правления РАО Андрей Трапезников распространил по каналам информационных агентств пресс-релиз. В нем утверждается, что руководство МПС скрывает действительное положение дел на железнодорожном транспорте, пытается снять с себя ответственность за сбои в выполнении графика подготовки к осенне-зимнему периоду на Дальнем Востоке.
По словам А. Целько, сам факт обеспокоенности предстоящей зимовкой в августе, а не тогда, когда "белые мухи" полетят, говорит о пришедшем наконец понимании необходимости "готовить сани летом".
За первую половину августа МПС перевезло угля на 21 процент больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в целом за семь месяцев этого года - на 5 процентов больше. Всего до 1 октября нужно поставить предприятиям энергетического комплекса РАО ЕЭС 20,5 млн. тонн угля. По состоянию на 14 августа было завезено 18,6 млн. тонн. Это на 5 млн. тонн больше, чем в прошлом году, но меньше требуемых нормативов. На Дальний Восток следует поставить 3,2 млн. тонн угля, завезено же его только 2 млн. тонн. Это связано с неравномерностью закупок угля.
В марте, апреле и мае поставки угля не оплачивались должным образом. Это вносило сбой не только в работу шахтеров, но и сказывалось на делах железнодорожников. Александр Целько привел такую аналогию. "Мы - ритмично работающая отрасль, - сказал он. - И нам, как и всем, необходимо "питаться" три раза в день. Не знаю, как энергетики, но мы не в силах съесть за один присест десять завтраков. Другими словами, железнодорожники не могут три месяца прохлаждаться, а затем, когда жареный петух клюнет, вывезти "сразу и вдруг" объемы грузов на порядок больше".
Чтобы выполнить график поставок угля, надо нынешние темпы увеличить вдвое. Грузить по 600-700 вагонов в сутки, вместо 300-400 сегодняшних. Например, 14 августа по графику надо было погрузить 570, а погрузили лишь 409 вагонов.
- Почему не грузится уголь? Этот вопрос надо задать энергетикам, - считает А. Целько. - Уголь добывается, вагоны есть. Таких погрузочных резервов, какие создало МПС в этом году, никогда раньше не было. Я работал в Кузбассе, знаю, какой была ситуация раньше и какой она стала сейчас.
Но вагоны вовремя не разгружаются. Они накапливаются чуть ли не в геометрической прогрессии. На огромном пространстве от Кемерова до Владивостока стоят они в затылок друг другу, ожидая своей очереди. Ну просто-таки гигантский склад на колесах!
Массированная вывозка угля началась после того, как председатель правительства М. Касьянов побывал во Владивостоке. А до этого все было тихо. Когда же премьер назвал некоторых по имени-отчеству, - все сразу зашевелилось. Нашлись и деньги. Энергетики рассчитались за топливо, и уголь хлынул лавиной.
Справиться с новой ситуацией нелегко. И запускается оправдательный миф - железнодорожники, дескать, неритмично поставляют топливо. Появляется пресс-релиз господина Трапезникова...
А как обстоит все на самом деле? В конце июля энергетики взяли кредиты - заявки на отгрузку угля буквально посыпались! Вместо 100 вагонов стали просить 300-400.
- Чтобы выполнить заявки, мы взяли вагоны из европейской части страны, - сказал первый замминистра. - Пришлось "ужать" перевозки строительных материалов, других не менее нужных грузов. Кормилец наш - полувагон. Он неприхотлив, универсален. Везет и сахар, и мазут!
И в пункты выгрузки хлынула вагонная армада. Что делать дальше? Вы-гру-жать! Но у энергетиков кишка оказалась тонка. Прибыли 1262 вагона, выгрузили за сутки всего 599. И это пока рекорд!
Поток захлебнулся. На протяжении вот уже двух недель энергетики буксуют с выгрузкой - и тормозят железнодорожников.
- Вместо того, чтобы обманным треском отвлекать внимание от сбоев энергохолдинга, господину Трапезникову не мешало бы взять в руки лопату, - не удержался Александр Целько. - Если же это не подходит, пожалуйста, собери мужиков, отремонтируй вагоноопрокидыватели (им уже по тридцать лет, потому и ломаются), займись складским хозяйством. Вложи, наконец, денежки в строительство размораживающих тепляков. Ведь зимой смерзшийся уголь даже кувалдой не вышибешь из полувагона...
Технологические нормы простоя под выгрузкой нарушаются повсюду. Больше 17 часов ожидает своей очереди каждый вагон на подъездных путях к Партизанской ГРЭС. Застрявшие вагоны "подпирают" вновь прибывшие. Такое вот "домино" получается.
Чтобы не сковывать маневренность грузовых составов и пропускать пассажирские поезда, "угольным армадам" приходится рассредотачиваться на больших площадях.
- Увеличите выгрузку, господа энергетики, - предложил А. Целько - и вам тут же будет подана новая партия. Это и будет решением проблемы сбалансированной ритмичности работы железных дорог.
Далее он подчеркнул, что МПС России не может применять экономические санкции в отношении нарушителей графика. Министерство предлагало увеличить плату за простой вагонов. Но это предложение не было поддержано Министерством по антимонопольной политике.
Вот и получается, простой вагонов обходится грузополучателям дешевле, чем их своевременная разгрузка. Рыночная цена разгрузки одного вагона - полторы тысячи рублей, а первые сутки простоя обходятся грузополучателю всего в 310-330 рублей. По мнению железнодорожников, необходимо повысить плату за простой вагонов, тогда он не будет превышать нормативы в 3-4 раза, как сейчас.
Пока же вопиющее положение дел, когда вагоны не разгружаются в установленные сроки, волнует лишь железнодорожников. Но у них, кроме селекторных совещаний, писем, просьб и увещеваний, нет эффективных экономических рычагов воздействия. И искусственно созданный, экономически спровоцированный дефицит вагонов растет.
- При существующих темпах разгрузки план завоза угля будет сорван, - считает А. Целько.
Еще одно узкое место - складские емкости. К примеру, у Владивостокской ТЭЦ-2 они рассчитаны всего на 20 суточный запас. Но и эти емкости заполнены лишь наполовину.
МПС гарантирует осуществить перевозки в установленные сроки, но оно не может гарантировать что-либо за РАО "ЕЭС России".
Первый замминистра отметил, что объем потребления Дальним Востоком дальнепривозного угля нарастает, так как замедлились темпы угледобывающей отрасли региона. Из-за близорукой политики забросили, законсервировали и забыли местную базу добычи угля. А ее надо развивать. Большие надежды МПС возлагает на Эльгинское месторождение коксующихся углей.
К нему в настоящее время прокладывается железнодорожная линия. Уголь залегает там почти на поверхности земли. Убери метр отвала, а под ним двадцать метров богатейших энергетических углей. Недавно министр Николай Аксененко принял участие в укладе "серебряного" звена линии. В перспективе Эльгинское месторождение сыграет свою выдающуюся роль.
Что же касается тарифной политики, то А.Целько назвал заявление А.Чубайса о повышении энерготарифов вслед за ростом железнодорожных - лукавством.
По словам первого замминистра, правительственная комиссия по железнодорожным тарифам, где А.Целько является ответственным секретарем, постаралась максимально учесть особенности различных транспортных схем и грузопотоков, интересы как внутренних перевозчиков, так и импортеров и экспортеров. В результате унификации внутренних и экспортных тарифов объемы перевозок не уменьшились, а увеличились.
Правительственная комиссия внимательно изучила характер перевозок по роду грузов и дальности. И пришла к выводу, что 18 процентов для угольщиков - неподъемный хомут. Поэтому тарифы на перевозку топлива повысились всего на 5 процентов, а для Приморья они даже уменьшились благодаря введению понижающих коэффициентов. И уж кому-кому, а высоким должностным лицам все это известно в подробностях и деталях.
Так о каких 18 процентах идет речь?!
В то же время энергетики, подняв в этом году свой тариф для тяги поездов, "отобрали" у МПС полмиллиарда рублей.
Весьма характерно, что для железной дороги энерготарифы устанавливаются, как правило, выше среднеотпускных. Например, по Дальнему Востоку они выше на 30 процентов.
Так кто же на самом деле спровоцирует повышение энерготарифов?
- Утверждать, что это МПС - просто некорректно, - сказал А. Целько. Он официально заявил: если в дальнейшем тарифы других естественных монополий будут оставаться неизменными, то МПС не шагнет первым в сторону очередного их повышения.
Первый заместитель министра особо отметил, что для предотвращения подобных конфликтных ситуаций необходимо как можно скорее создать Единый тарифный орган, который сбалансированно регулировал бы тарифы естественных монополий. Такой орган нужен как воздух.
...Бурная пресс-конференция заканчивалась. В Москве был яркий солнечный день. А в это время в Приморье плескалась тихая волна, светила мягкая луна. Так все-таки: Владивосток - город "нашенский" или уже "ненашенский"?