03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗМОЖНЫ НЕОЖИДАННОСТИ

Елагин Валерий
Опубликовано 01:01 20 Августа 2002г.
Ведение предвыборной борьбы в России, с точки зрения западных политологов, - дело малоцивилизованное. Западные методики здесь неприменимы, поскольку они направлены на доказательства позитивного в программах тех или иных кандидатов, а русские предпочитают в основном выяснять вечный вопрос: кто виноват. Впрочем, эти политологи не совсем правы и несколько преувеличивают сложности российской предвыборной ситуации. Для российских выборных кампаний последнего времени, наряду с бесконечным рассмотрением под разнообразными ракурсами вины других, становится характерным также неумеренное восхваление собственных достоинств. Хотя такая тактика, в сущности, является обратной стороной поиска образа врага.

В этом плане предвыборная кампания в Красноярском крае, где до выборов остались всего-навсего три недели, не отличается оригинальностью. По сути, она уже вырулила на финишную прямую. Ряды кандидатов несколько поредели, сегодня претендентов на главное кресло края осталось пятнадцать. Возможно, на "последних ста метрах" их окажется меньше.
Скорее всего, похожесть красноярской предвыборной гонки на предыдущие региональные "акции" и побудила председателя Центральной избирательной комиссии РФ Александра Вешнякова, недавно завершившего двухдневную инспекцию в Красноярском крае, заявить, что он не заметил в крае "ничего из ряда вон выходящего". Однако, учитывая то, что в ходе подготовки выборов в краевой избирком уже поступило свыше 200 заявлений и жалоб, А.Вешняков все-таки назвал ситуацию в регионе "далеко не гладкой", добавив при этом, что возникают "отдельные негативные явления".
На самом же деле сейчас в Красноярском крае разворачивается настоящая PR-война. Это сводится к навязыванию общественности заведомо предвзятых мнений, стремлению крайне негативно охарактеризовать других кандидатов-противников, вызвать у избирателей отчуждение к ним. Даже регулярно публикуемые местными СМИ опросы, предсказывающие победу одному и тому же кандидату, являются признаком подобной войны. Ведь победителем, согласно законам PR-войны, является тот, кто раньше объявит о своей победе, а "справедливую" войну ведет тот, кто первым убедит общественность в своей справедливости. К этому следует добавить чрезмерное использование административного ресурса, связанное, в частности, с массированной переброской финансовых средств из местных бюджетов на нужды предвыборной кампании...
Несмотря на мощный экономический потенциал, социально-экономическая ситуация в крае в течение последних лет неуклонно ухудшается. Даже после августа 1998 года, когда в подавляющем большинстве регионов, включая бедные и малообеспеченные природными ресурсами, начался экономический рост, в Красноярском крае продолжалась стагнация.
В 2001 году в регионе разразился острый структурный кризис, охвативший социальную сферу и экономику. Падение производства составило около 9 процентов. С прошлой осени начались задержки выплаты зарплат - сначала бюджетникам и работникам государственных и муниципальных предприятий, а затем и коммерческих структур. Весна этого года была отмечена массовыми акциями протеста работников различных отраслей промышленности, особенно бюджетников. И неудивительно: невыплаты и задержки заработной платы и пенсий, практически во всех других регионах потерявшие былую остроту, стали в Красноярском крае настоящим бичом.
В результате социальное напряжение стало нарастать. По данным ВЦИОМ, в апреле 69 процентов опрошенных красноярцев оценили социально-экономическую обстановку в крае как "кризисную" и "катастрофическую", 23 процента - как "приемлемую" и только 2 процента - как "благополучную". Более 46 процентов опрошенных заявили, что их материальное положение за прошедший год ухудшилось, улучшилось же оно только у 17 процентов. (Сравнительно высокий уровень социального самочувствия сохранился только на севере края - в Норильске и Дудинке.) Это дало основание социологам оценить настроения красноярцев как близкие к катастрофическим. Нарастание пессимизма, отмеченное во всех социальных и возрастных группах, может быть объяснено только реальным падением уровня и качества жизни населения.
В этих условиях ряду кандидатов в губернаторы приходится выкручиваться, чтобы уйти от ответственности за плачевное материальное положение многих жителей региона. Виновник в таких случаях, естественно, ищется на стороне. В пику федеральным властям и "чужакам", претендующим на главное кресло региона, на щит поднимается местный патриотизм. Дело дошло до того, что А.Вешняков возмутился тем, что некоторые кандидаты пытаются разыграть национальную карту. Он высказал опасение, что в регионе легко раскачать ситуацию. Еще не забыты эксперименты с региональными суверенитетами в недалеком прошлом, которые чуть было не развалили Россию.
Наряду с очернением противников, нередко замешанном на таких низменных чувствах, как зависть, активно предпринимаются и попытки соединить в сознании обывателя серость "раскручиваемого" своего субъекта с блестящим авторитетом какой-либо заслуженной личности. От этого вроде как и серость становится поярче, и значимость ее в глазах избирателя повышается. К кому только ни пытаются в эти дни "виртуально" прислониться кандидаты в красноярские губернаторы! В этом плане наиболее активно используется образ президента, которого многие кандидаты записывают в свои союзники. Во всю используются в Красноярске и такие формы "агитации", как выпуск листовок и фальшивых номеров региональных газет.
Конечно, кандидаты на власть понимают, что, не предлагая избирателю конкретного пути выхода из кризиса, не стоит рассчитывать на его голос. На одном негативе предвыборную кампанию не сделаешь. Однако предлагаемые программы чаще всего напоминают слова Салтыкова-Щедрина: "Все мы много думаем о том, как сделать наше хозяйство из убыточного прибыльным, ничего в оном не меняя". Конечно, каждый стремится в той или иной форме донести до избирателя свое понимание проблем реальной жизни. Потому-то и насыщены многие кандидатские программы некими утопическими или давно отвергнутыми жизнью проектами. Однако в сути программ неспециалисту бывает трудно разобраться. Но на это, видимо, и сделан расчет. Сыграет он или нет - покажут выборы. Пока же опыт общения с избирателями одного из кандидатов в онлайновом режиме показал, что избиратель остро чувствует реальность или надуманность программ. Хотя, конечно, всякое, даже самое благое, на-чинание может преобразиться до неузнаваемости. Провозгла-сить легко - претворить труд-но, и только прошлый опыт того или иного кандидата может послужить оселком его перспективности для края.
На досрочных губернаторских выборах в Красноярском крае, судя по всему, победит тот кандидат, который сможет убедить население региона не только в правильности своей программы, но и в том, что избиратели должны прийти на избирательные участки. Ведь результаты социологического опроса жителей Красноярска, проведенного центром социально-политических исследований "РеRспектива" 31 июля - 2 августа, свидетельствуют, что, как ни странно, наименее эффективной формой агитации оказываются личные встречи с кандидатом. Но это все же не означает, что красноярцы тяжелы на подъем. Хотя в общем-то это - косвенное свидетельство того, что многие уже устали от "черных" пиаровских ходов и мало чему верят. И этот фактор нельзя не учитывать в преддверии выборов. Неожиданности не исключены.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников