09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАЙКОНУРСКИЕ ЛЬГОТЫ

Дмитриева Татьяна
Опубликовано 01:01 20 Августа 2002г.
Семь лет назад, когда Россия и Казахстан договаривались о статусе такого важного стратегического объекта, как Байконур, в связи с недостатком финансирования было решено дать мэру Байконура право предоставлять фирмам, зарегистрированным в городе, налоговые освобождения в соответствии с российским законодательством - в обмен на инвестиции в городской бюджет. Такое положение и было зафиксировано в российско-казахстанском соглашении о статусе Байконура. Таким образом, комплекс, расположенный на территории Казахстана, но находящийся под российской юрисдикцией, превратился в некое подобие свободной экономической зоны.

Сейчас уже всем понятно, что предоставление местным властям таких широких полномочий, особенно в сфере налогообложения, являлось в те годы для российского государства скорее компромиссом, но компромиссом важным, позволяющим не погубить окончательно экономику в таком своеобразном, сложном регионе. Сегодня окрепшая экономически и политически Россия пересматривает свои новые подходы к этим вопросам: бюджет в состоянии финансировать необходимую государству деятельность в регионах, и нет необходимости в налоговых послаблениях, от которых к тому же, как выяснилось, государство может потерять немалые деньги.
Байконурские фирмы заключали соглашения с российскими предприятиями на проведение определенных работ и законно не платили при производстве этих работ федеральные налоги. И тем, и другим это нравилось, объемы заказов росли, пока наконец в 2001 году байконурские компании не вышли на крупнейшие российские нефтеперерабатывающие заводы. Объемы налоговых освобождений достигли заоблачных высот. Как установила проверка Счетной палаты, в 2001 году бюджет РФ, если бы не было налоговых льгот, выданных байконурской администрацией, мог получить на 19 млрд. рублей больше. В материалах Счетной палаты говорится, что "наличие зон свободного налогообложения, несовершенство действующего законодательства, допускающее возможность неоднозначно трактовать его, невыполнение контрольных функций Минфином России и МНС России позволяют налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов".
В то же время Конституция РФ (как и соответствующие законы большинства развитых стран) позволяет предпринимателям уменьшать налоги всеми законными способами. А для любой компании, которая стремится к высокой рентабельности, обоснован поиск таких путей сокращения налогооблагаемой базы. Кроме того, администрация Байконура перед заключением договоров о налоговых освобождениях заручилась положительными отзывами Аналитического центра по правовой политике президента РФ, Института государства и права РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России.
Именно поэтому с байконурскими фирмами пошли на сотрудничество такие солидные предприятия, как Московский и Нижегородский нефтеперерабатывающие заводы, заводы Башкирской топливной компании и некоторые предприятия крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ".
Обычно степень законопослушности компании почти напрямую зависит от ее размеров - чем она крупнее, тем труднее ей спрятаться от государства, а "ЛУКОЙЛу" - одному из крупнейших в РФ налогоплательщиков - и вовсе невозможно. И действительно, уже осенью 2001 года после выхода постановления правительства, запрещающего мэру Байконура давать налоговые освобождения, "ЛУКОЙЛ" запретил своим предприятиям сотрудничать с байконурскими "офшорами", хотя формальное право на это они имели - 5-я статья Налогового кодекса РФ позволяла им работать вплоть до истечения сроков договоров о налоговых освобождениях.
В настоящее время мэр Байконура снят с должности, договоры о налоговых освобождениях расторгнуты, и правительство РФ серьезно обдумывает внесение поправок в соглашение с Казахстаном в части, касающейся налоговых полномочий байконурской администрации. Однако дело на этом не закончилось. Министерство РФ по налогам и сборам решило взыскать с нефтяных компаний те налоги, от которых были освобождены их предприятия в 2001 году, и весной 2002 года подало на них иски в суды.
Бюджету действительно нужны деньги. Тем более что в тот период МНС явно не справлялось с бюджетным заданием по налогам. За первые четыре месяца текущего года налоговики "отстали" от плана как раз на 19 млрд. рублей. И начались судебные тяжбы.
Пока счет судебных побед явно не в пользу МНС. Это и понятно, если учесть приоритет международных соглашений, которым является соглашение с Казахстаном, перед нормами законов РФ. Налоговые службы проиграли два слушания в Волгограде и Казани против Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, а сейчас продолжают судиться с Ухтинским нефтеперерабатывающим заводом в Московском арбитражном суде.
Как мы уже отмечали, любые льготы - не лучшее решение для бюджета. Их постепенная отмена во многих областях, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, - важнейшая забота государства. Однако если вслед за отменой льгот с былых льготников различные госструктуры будут пытаться взыскивать средства за прошлые годы, то, думаю, это будет, мягко сказать, совершенно, несправедливо.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников