03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЛУДИ ОДЕЛ ПАЛЬТ"

Клюшкина Любовь
Статья «"ЛУДИ ОДЕЛ ПАЛЬТ"»
из номера 152 за 20 Августа 2003г.
Опубликовано 01:01 20 Августа 2003г.
Слова, вынесенные в заголовок, взяты из школьной тетради второклассника. Именно так мальчик написал продиктованную учителем фразу: "Люди надели пальто". Специалисту уже по этим трем словам ясно, что у ребенка - дисграфия и проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Ситуацию комментирует учитель-логопед Светлана МУРАШОВА.

- Ребенок, страдающий дисграфией, делает совершенно непредсказуемые ошибки. При этом, заметьте, он может назубок знать все правила орфографии. Винить учителя начальных классов или преподавателя русского языка в такой специфической детской неграмотности нельзя, поскольку ни тот, ни другой не обладают специальной подготовкой для определения причин явления - разобраться в них может только логопед. К слову, многие родители надеются, что со временем их сын или дочь все же начнут писать грамотно. Однако время идет, а традиционные школьные методы не помогают. И чем дальше, тем труднее ребенку учиться. В старших классах ошибки в правописании начинают сказываться на успеваемости и по другим предметам. Появляются нервозность, нежелание учиться.
- Что же лежит в основе такой специфической неграмотности?
- По большому счету, причина одна - общее недоразвитие речи. Но проявляется оно по-разному. У кого-то могут быть нарушения компонентов речи, например, грамматического строя. Ребенок пропускает предлоги, не договаривает или искажает окончания, не согласует слова в предложениях. Он может сказать: "Много столах" или "Едут машин". У некоторых и в семь-восемь лет остаются проблемы с произношением звуков. К нашим пациентам относятся также дети с отсутствием фонематического слуха. Они прекрасно слышат малейший скрип, шорох или шум, но при этом не различают слов "точка" и "дочка", "уточка" и "удочка". Кроме того, у ребенка может быть маленький словарный запас или бессвязная речь, когда он не использует прилагательные или наречия, вместо существительных пользуется местоимениями.
Родители, как правило, следят за произношением звуков и слов, и если ребенок выговаривает их нечетко, обращаются к логопеду. А если ребенок не может рассказать о какой-то ситуации из своей жизни, описать происходящее на картинке, если слова в его предложениях не согласуются между собой? Как ни странно, эти нарушения не внушают родителям никаких опасений. И совершенно напрасно.
Речь развивается параллельно с мышлением, и "сбои" в ней свидетельствуют о нарушениях высших психических функций: памяти, восприятия, воображения. Воспитание правильной речи (а слово "логопедия" образовано от двух греческих корней: логос - слово и пайдео - воспитываю, обучаю) помогает эти функции восстановить. Не следует забывать, что слово не только единица речи, но и единица мышления.
- В каком возрасте родителям необходимо начинать присматриваться, а точнее, прислушиваться к речи ребенка?
- Специалисты выделяют здесь три критических периода. С года до двух формируются предпосылки речи, и начинается речевое развитие. В три года интенсивно развивается связная речь. С шести до семи лет идет развитие письменной речи. Если в полтора года ребенок не может составить предложение из двух-трех слов - это уже повод для тревоги. Если в два-три года малыш знает много слов, но не может составить из них фразы - это тоже признак общего недоразвития речи. Когда к пяти годам в речи ребенка нет каких-либо звуков или нарушено их произношение - надо идти к логопеду.
Родители как раз и спохватываются именно к пяти годам. Но при этом, как я уже говорила, они не фиксируют неумение своего чада связно излагать что-то, их больше заботит чистота произношения звуков. Между тем нарушение слоговой структуры - это первый и главный показатель общего недоразвития речи.
- По статистике, примерно 12,5 процента детей перед поступлением в школу имеют дефекты речи. От заикания страдает каждый десятый ребенок. Причем количество таких детей продолжает расти, тогда как показатели нарушения остроты зрения или слуха остаются стабильными. В чем дело?
- Думаю, в том, что к здоровью детей в последние годы стали относиться внимательнее. Логопеды сейчас работают не только в детских поликлиниках, но и в детских садах, школах. Еще совсем недавно о такой роскоши никто не мечтал. Потому-то детей, страдающих дисграфией, в школе раньше записывали в неуспевающие, и на этом работа с ними заканчивалась, даже не начавшись. Сейчас отношение другое. В детских садах для малышей с дефектами речи создаются специализированные группы, к школе таких ребятишек готовят по особым программам. Во многих случаях удается справиться и с заиканием, хотя многие родители почему-то считают этот недуг неизлечимым.
Однако с сожалением приходится констатировать и другое: в целом по России детей, страдающих дефектами речи, действительно становится все больше. Причин тут несколько. Плохая экология, ослабленное здоровье родителей, особенно молодых матерей, рано начинающих курить и употреблять спиртное. Алкоголь разрушает неокрепший организм, и у таких родителей рождаются дети с ослабленной психикой. Любой логопед подтвердит, что его маленькие пациенты обычно страдают неуравновешенностью - много плачут, плохо спят, неусидчивы и невнимательны, у них плохая память. Отсюда и нарушения речи, а позднее - письма.
- Получается, что дисграфия, как и туберкулез, - болезнь социальная. Нарушения речи - удел детей из социально незащищенных слоев?
- Я бы не сказала. У этой проблемы сегодня как бы два социальных "полюса". Речь развивается, когда ребенок находится еще в утробе матери. Врачи рекомендуют петь, разговаривать с ним. Будущий человечек прислушивается, привыкает к голосу матери, ее интонациям. И самое главное, у него развивается фонематический слух. Есть на все это время у современной деловой женщины?
Разговаривать с уже родившимся ребенком тоже надо с первых дней его жизни. Но во многих обеспеченных семьях новорожденных почти сразу отдают няням. Не спорю, возможно, они квалифицированно будут ухаживать за малышами, но вряд ли станут ласково разговаривать с ними, рассказывать сказки, петь колыбельные песни. Между тем и разговор с ребенком, которого убаюкивают на руках, и колыбельная - это не столько способ усыпить его, сколько возможность дать ему услышать плавную, чистую речь, научить различать интонации. А плач ребенка? Няня старается как можно скорее успокоить его, чтобы не вызвать недовольства родителей. Между тем плач - это хорошо: в это время развивается дыхание, голос, произносятся первые гласные звуки. Развитию речи способствует также развитие пальчиков. Вот почему интуитивно многие матери гладят их у малышей, массируют, целуют. Проявление материнской любви влияет на психику ребенка, делает ее более устойчивой, способствуя тем самым и общему развитию речи.
Вряд ли существуют статистические данные на этот счет, но практикующие логопеды подтвердят: детей из обеспеченных семей в специализированных группах ничуть не меньше, чем из неблагополучных. А причина банальна - забота о материальном благополучии, карьере отодвигают заботу о ребенке на второй план, родительские обязанности сводятся до элементарных вещей: одеть - накормить. Для полноценного развития этого слишком мало...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников