АВСТРИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Несмотря на повышенное внимание Генеральной прокуратуры, одна из крупнейших нефтяных компаний России успешно развивает свой бизнес: на днях ЮКОС подписал с австрийской фирмой OMV Меморандум о поставках нефти по новому нефтепроводу. Речь идет о строительстве 60-километрового участка нефтепровода от Братиславы до принадлежащего OMV нефтеперерабатывающего завода в городе Швехат (Австрия). По нему будет ежегодно поставляться на НПЗ до пяти миллионов тонн российской нефти.

Cтоимость строительства ветки нефтепровода от словацкой Братиславы до австрийского Швехата оценивается в 28 миллионов евро, завершить его планируется к концу 2005 года. Начало поставок нефти намечено на первые дни 2006 года.
Незадолго до этой сделки ЮКОС приобрел литовское предприятие Mazeikiu Nafta, пакет акций словацкой нефтетранспортной трубной компании "Transpetrol" вместе с правами управления, а еще ранее установил тесные партнерские отношения с венгерской нефтегазовой компанией MOL. Все эти приобретения вписываются в четко выверенную стратегию развития, рассчитанную на многие десятилетия вперед. Это становится хорошо понятным даже после поверхностного анализа на тему: как может развиваться ситуация на мировом нефтяном рынке в обозримом будущем.
В настоящее время все страны мира потребляют примерно три с половиной миллиарда тонн нефти в год. Более четверти из этого объема приходится на США. Далее по убыванию идут Европа и Тихоокеанский регион. В нашей стране рост потребления нефти сравнительно невелик, и, к сожалению, в ближайшее десятилетие он не будет расти. Как и прежде, крупнейшим поставщиком "черного золота" остается Ближний Восток. В России после резкого спада в середине 90-х годов пошел уверенный рост добычи примерно по восемь процентов в год, и сегодня она превышает уровень в 370 миллионов тонн. Нефть есть, поэтому сейчас выигрывают не те компании, которые больше ее добывают, а те, у которых есть надежные рынки сбыта.
Крупнейший рынок - США - находится от России далеко. Без строительства мурманской трубы, которую предложили проложить российские компании, конкурировать с венесуэльской и арабской нефтью проблематично. Остается Европа. Даже при весьма скромном прогнозе роста ежегодного потребления нефти в полпроцента объем европейского импорта растет примерно на 60-70 миллионов тонн в год. Сейчас Европа собственными силами удовлетворяет энергетические потребности на 44 процента, четверть необходимого углеводородного сырья завозится с Ближнего Востока. В последние годы Россия увеличила свою долю до 18 процентов. Сегодня появились шансы для замещения российской нефтью падения добычи в Северном море. Если все сложится благополучно, через десять лет показатель может увеличиться до 25 процентов.
В этой связи "Transpetrol" оказался для ЮКОСа "золотым ключиком", который открывает европейские рынки. Собственно, строительство "австрийской" трубы является логическим продолжением покупки этой словацкой компании.
- Реализация масштабного проекта позволит нашим партнерам существенно диверсифицировать поставки нефти, а НК ЮКОС - увеличить объемы экспорта на перспективный европейский рынок", - считает и.о. президента ЮКОС РМ Михаил Брудно.
Аналитики нефтяного рынка отмечают, что "ЮКОС проникает на рынок Австрии практически по своей трубе. Использование для поставок в Центральную Европу трубопровода позволит значительно уменьшить себестоимость доставляемой нефти". До сих пор российская нефть попадала в Австрию и некоторые другие страны Центральной Европы лишь на отправлявшихся из Новороссийска танкерах, что не в лучшую сторону отражалось на издержках.
...Пока аналитики комментируют "австрийский проект", специалисты компании уже ведут консультации по другим направлениям. В ЮКОСе понимают: чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе, надо стать крупной международной корпорацией. И, кажется, они намерены это сделать несмотря ни на что.