23 августа 2017г.
МОСКВА 
18...20°C
ПРОБКИ
8
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.13   € 69.56
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РУБЕЖ - 60 000 КИЛОМЕТРОВ

Хлыстун Виктор
Опубликовано 01:01 20 Августа 2003г.
Первым заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России назначен генерал-лейтенант Владимир Рожков. С 1964 года он последовательно проходил службу на пограничной заставе, в отряде, пограничных округах, а также в центральном аппарате пограничного ведомства РФ. Первое свое интервью в новом качестве генерал дал специальным корреспондентам "Труда".

- Владимир Васильевич, с 1 июля пограничники решают поставленные перед ними задачи в составе Федеральной службы безопасности. Насколько серьезны кадровые перемены в реорганизуемой Пограничной службе?
- Достаточно серьезны, хотя и проходят в рамках обычной кадровой ротации и планового сокращения ряда должностей, которые дублировались в двух самостоятельных ведомствах - ФСБ и ФПС. Поэтому точнее, наверное, говорить не о реорганизации, а об оптимизации пограничного ведомства. Касается она в основном центрального аппарата. Естественное при этом его некоторое сокращение - не самоцель, а результат передачи пограничных структур в систему органов ФСБ и определенной переориентации на новые задачи. После последних кадровых назначений почти полностью сформирована новая команда пограничного руководства, которой и предстоит перевести эти изменения в практическую плоскость.
- То есть прежний аппарат руководства пограничного ведомства был не оптимален?
- Он был вполне оптимален для самостоятельной структуры, которая, подчеркну, достойно решала поставленные задачи. Но меняются приоритеты - меняются и подходы в работе. Вполне естественный процесс. Учитывая достаточно сложную, если помните, обстановку на ряде участков границы в последние годы, к любым изменениям в пограничных структурах подход всегда был и будет, скажем так, очень аккуратным. И это правильно - граница суеты не приемлет. Но и откладывать вставшие перед нами проблемы до лучших времен тоже не стоит. Задач у пограничников достаточно: участие в борьбе с организованной трансграничной преступностью, терроризмом, контрабандой, нелегальной миграцией, охрана национальных биоресурсов, обеспечение экологической и информационной безопасности.
- В чем своеобразие условий, в которых приходится работать российским пограничникам?
- Во-первых, мы имеем дело с самой протяженной в мире границей: свыше 60000 километров. Это, по сути, полтора экватора планеты. Отдельный вопрос - наши морские границы и 9 миллионов квадратных километров подконтрольных морских пространств. Наши рубежи проходят с запада на восток через 12 часовых поясов, а с севера на юг - от Арктики до Кавказа. То есть условия охраны государственных рубежей уникальны сами по себе. С нами граничат 16 государств, различных и по уровню экономического развития, и по государственному устройству, и по политике, проводимой по отношению к нашей стране. При этом Россия остается важнейшим узлом межгосударственных социально-экономических связей одновременно в ряде регионов планеты.
Возьмем, к примеру, экономические связи с сопредельными государствами Содружества на региональном уровне. Оправдана ли такая система охраны границы, при которой эти растущие в последние годы связи начинают терять динамику развития? Есть и иные тенденции интеграционного характера, но уже другого порядка. К примеру, общеевропейские интересы - серьезнейший фактор развития внешнеполитической обстановки для оценки перспектив охраны нашей границы.
Во-вторых, каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На наших рубежах проецируется целый набор основных экономических, социальных, религиозных и других проблем запада и востока, юга и севера, Европы и Азии. И при этом из 89 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными, а 24 из них получили выход к рубежам только с распадом СССР.
- Какие изменения ожидаются в подходах пограничного руководства к охране границы?
- Основной приоритет - защита интересов государства на его рубежах остается неизменным для пограничников уже не одно столетие. Но элементарный исторический экскурс доказывает, что некоторые формы и методы работы на границе периодически менялись. Кстати, это уже сам по себе показатель внутренней мобильности внешне неизменной системы охраны границы...
Достаточно долго мы руководствовались давно сложившейся концепцией. Согласимся, что в свое время охрана границы с решающей опорой на войсковую составляющую была вполне оправдана. Но любопытно, что уже в конце 30-х годов прошлого века в канун Великой Отечественной войны вопрос о неоправданной "перегрузке" пограничников чисто военными обязанностями ставился политическим руководством страны достаточно остро и даже становился предметом серьезных дискуссий. И, кстати, не впервые, поскольку с подобными проблемами пограничники сталкивались в Отдельном корпусе пограничной стражи еще до революции.
Так или иначе, а государство - живой организм, который постоянно развивается и не терпит застывших форм. Это касается и границы. Сегодня взят курс на движение к специальной службе как системе сформированных в ФСБ пограничных органов. В их подчинении будут, безусловно, и необходимые войсковые подразделения на контрактной основе. Работа в этом направлении рано или поздно даст государству возможность отказаться от направления на границу призывников, сократить до оптимального варианта войсковую компоненту и, в конце концов, создать структуры охраны границы, полностью отвечающие интересам нашего общества и современных межгосударственных отношений.
- Значит ли это, что в принципе от войсковой охраны граница не отказывается?
- Конечно. Более того, надо создавать, поддерживать и укреплять контрактную основу комплектования там, где она эффективна и целесообразна. И прежде всего в Таджикистане и на Северном Кавказе. С другой стороны, с учетом ряда экономических и социальных факторов строить охрану границ государства на основе только войсковой охраны сегодня уже невозможно.
Конкретный пример - российско-казахстанская граница. Незаконная миграция, наркопоставки, контрабанда - общая головная боль и российских пограничников, и наших казахстанских коллег. Для полноценного войскового обустройства общих рубежей России и Казахстана нужны миллиарды долларов. Понятно, что подобными средствами государство не располагает. Значит, в основе охраны границы здесь должны лежать другие формы работы; не менее эффективные, но менее затратные. И в том числе - оперативно-войсковые.
- Какие задачи сегодня вы полагаете первоочередными?
- Первая и главная - это создание для наших сотрудников на границе условий для нормальной работы. И в плане материально-технического оснащения, и по вопросам социальной защищенности.
Необходимо реалистичней и даже прагматичней подойти к оценке ситуации и наших возможностей в каждом регионе. Этот подход должен быть строго дифференцированным. Нельзя, к примеру, мерить на один аршин проблемы границ на Севере и на Северном Кавказе.
И последняя из первоочередных задач - это выработка соответствующих мер по конкретным угрозам пограничной безопасности государства в каждом регионе. Естественно, что эти меры должны приниматься комплексно.
Как вы сами можете судить, ни одна из этих задач единовременно не решается.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?