ДЕРЖИСЬ, ГЕОЛОГ, ИДЕТ КИНОЛОГ

Когда в результате контрабандных врезок в трубу на 324-м километре нефтепровода Пермь - Альметьевск в Актанышском районе образовалось гигантское озеро "черного золота", на ликвидацию аварии были брошены 500 рабочих и 50 единиц спецтехники!

Всего этого могло и не случиться, если бы трассу время от времени патрулировали сотрудники службы безопасности "Транснефтепродукта" со специально натасканными на запах углеводородного сырья собаками. А поскольку случаев несанкционированных врезок в нефтепроводы с каждым годом все больше и больше (совсем недавно под Казанью из-за скрытой утечки дизтоплива произошел взрыв на магистральном трубопроводе низкого давления), такая мера профилактики уже не выглядит столь эфемерной.
...Все началось со встречи директора городского спортивно-дрессировочного кинологического центра Олега Пыркова со старым другом, ныне зам. начальника службы безопасности ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" Александром Быковым. Вдвоем они предварительно и обсудили идею создания "спецкурса" для подготовки нефтегазопоисковых псов. Для такого опытного собаковеда, как Пырков, предложение приятеля вовсе не выглядело необычным: подобные эксперименты с собаками проводились не раз. К примеру, в свое время немецкая овчарка Лари была удостоена госпремии Финляндии за открытие месторождения железной руды, а в Таллине использовали собак для обнаружения утечек в бытовых газовых сетях. И это вполне естественно: у четвероногого меньшего брата обоняние в семь раз острее, чем у брата большего, а нефтяные запахи сильные, специфические - пес легко возьмет "след".
После обсуждения на инструкционном совете центра с привлечением специалистов из криминалистической лаборатории "запахов" проект утвердили. На поле рядом со старым аэропортом трое кинологов-добровольцев на общественных началах уже приступили к тренировкам двух восточно-европейских и немецкой овчарок. Инструктор закапывает в разных местах - грунте, песке, дерне пропитанные нефтяным сырцом хэбэшные перчатки (они очень хорошо держат запах), и подопечные вынюхивают эти "закладки" на разной глубине. Особенно преуспевает трехлетняя Кина - черная как нефть. Начинают "нефтеискатели" с глубины в 20 сантиметров, но в перспективе им придется вытаскивать перчатки с реальной глубины пролегания нефтепроводов - до двух метров и больше! Занятия длятся час-два по четыре раза в неделю. Применяются самые разнообразные виды поощрения за удачный поиск: от мясного "стимулятора" до обычной дружеской ласки. Программа рассчитана на год, планируется подготовить таким образом дюжину спец-ищеек.
Экспериментами на кинологическом полигоне заинтересовались и сами нефтяники, предложив для практических занятий не учебный, а реальный нефтеполигон. Дело в том, что в "учебке" инструктор для каждого нового задания вынужден копать вручную "схроны" для "ароматизированных" перчаток - к концу дня у них руки отваливаются. К тому же собаки то и дело сбиваются на старые, уже отработанные ими точки. А в промышленных условиях и протечки, и образцы горючей жидкости, и углеродное амбре вполне реальны, к тому же нефтяники обещают предоставить инструкторам все самые новейшие материалы и даже технику.
Впрочем, сами собаководы уверены, что только поиском мест нефтяного воровства их труды не ограничатся: проводил же Институт нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР эксперименты в Карелии по поиску рудных валунов с сульфидами, и собаки гораздо успешнее геологов справлялись с задачей, находя руду на глубине 12 метров. Так что вполне реально привлекать особо одаренных псов к нефтеразведке на территории Татарстана, особенно в рамках поставленной президентом РТ задачи распространения нефтедобычи на северные и западные ее территории.