НАВСЕГДА ПЕРВЫЙ

- Это единственный атомоход, у которого осталась прежняя марка - серп и молот, - говорит при встрече капитан "Ленина" Сергей Алексеевич Смирнов. - Здесь вообще ничего не тронуто.

Мы поднимаемся по лестнице с красной дорожкой посередине. В центре - бюст Ленина. Каюта капитана отделана красным деревом. Старые телефоны, вымпелы, на полках - собрание томов Советской энциклопедии. В кают-компании потертые мягкие диваны и кресла, на которых сидели Фидель Кастро, Юрий Гагарин, король Норвегии Харальд V и другие не менее известные люди. В музыкальном салоне на рояле играла Александра Пахмутова.
- Здесь все дышит историей, - говорит капитан Смирнов, - и ее просто необходимо сохранить. Нельзя допустить того, чтобы "Ленина", как "Ермака", пустили на иголки.
Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. Строили его на ленинградском Адмиралтейском заводе. 3 декабря 1959 года на первенце Атомфлота - ледоколе "Ленин" - подняли государственный флаг.
За тридцать лет работы атомоход оставил за кормой 654 400 миль, из них во льдах - 560 600. Он провел 3741 судно. Награжден орденом Ленина. Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А известный капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, что достойно занесения в Книгу рекордов Гиннесса, удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без "Ленина". Капитан Соколов и умер по дороге на ледокол. Именно ему принадлежала идея сохранить судно, сделать на ледоколе музей истории освоения Арктики.
- А сколько сегодня членов экипажа на борту атомохода? - спрашиваю капитана.
- Тридцать человек. Поддерживают ледокол в рабочем состоянии, чтобы его не потерять.
- А что, для этого есть предпосылки?
- Все мы стареем. И ледокол не исключение. Перемещаемся в пределах порта. Иногда уходим на судоремонтный завод. А в ноябре нынешнего года "Ленин" должен стать на вечную стоянку в районе Мурманского морского вокзала. Корпус судна позволяет ему находиться на плаву еще 40 лет. Уровень излучения корпуса такой же, как и на обычных судах, и соответствует природному радиационному фону.
Для того чтобы построить причал, провести необходимые ремонтные работы на самом судне, нужно еще около 130 млн. рублей. Их пока нет. Заботы о первом в мире гражданском судне с атомной энергетической установкой переложены на плечи частных инвесторов и даже Евросоюза. Странно, что это является только их делом. Ведь ледоколы - общероссийское достояние. И, наверное, было бы оправданным, чтобы какие-то финансовые затраты взяло бы на себя и федеральное правительство. И атомоход "Ленин" наконец-то нашел свою вечную стоянку и по-прежнему оставался востребованным, теперь уже в качестве первого музея освоения Арктики. "Ленин" привык всегда быть первым...