А вместо кепки – кленовый лист

Наступление на «непристойности» искусства в РФ приобретает нешуточные масштабы: центру Artplay грозят штрафом за рекламу с фрагментом картины Иеронима Босха 

Чудны дела твои, о ФАС – Федеральная антимонопольная служба! Не прошло и трех месяцев после выставки «Босх. Ожившие видения» в Москве, едва развернулась она в Берлине, куда переехала из Петербурга, как организатору проекта пригрозили штрафом за недопустимое использование в рекламе «изображений непристойного характера». Центру дизайна Artplay грозит заплатить от 100 до 500 тысяч рублей за неосмотрительность: он поместил на афиши фрагменты картины Босха с изображением обнаженных. У женских тел из «того самого» места растут цветы, а у мужских так и вовсе неловко сказать, что.

Первым забил тревогу бдительный гражданин, чье имя официальные органы не разглашают.  Он был так потрясен рекламным постером, что вспомнил старый советский опыт и немедленно написал жалобу. Правда, не в ЦК, давно упраздненный, и даже не в Спортлото, тоже, кажется, ушедшее в историю, а в ФАС. Там отнеслись к сигналу чутко: это нам чуждо и непристойно. Рекламу по всей Москве велели убрать еще в марте, и лишь в соцсетях засветился ее подцензурный вариант: черными прямоугольниками прикрыли причинные места нагих персонажей. 

Хотя на самом деле плакат лишь «процитировал» центральную часть триптиха великого голландского художника Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (на боковых створках там – Рай и Ад): на траве резвятся мужчины и женщины, простите, в чем мать родила. Есть версия, что так художник напомнил человечеству о его пороках, призвал встать на путь исправления. И был резок и откровенен, говоря о разврате. Вот только реакцию сегодняшнего осторожного гражданина на эту прямоту он не предвидел.

Осторожность – конечно, нелишнее в жизни качество, но есть и другие вещи, которые в цивилизованном обществе ценятся не менее, а порой и более высоко. Настолько, что в нашей стране они записаны в конституции, причем в базовой ее части, которая не подлежит изменениям ни при каких обстоятельствах. Это свобода творчества и запрет цензуры.

Другое дело, что эти пункты Основного закона не слишком штудируют в наших школах. И совсем в тени для большинства граждан, что в Европе 2016-й – это Год Босха, чье пятисотлетие со дня смерти отмечено целой плеядой выставок, спектаклей, концертов. Главные экспозиции собрали около 20 оригинальных картин – практически всё, что осталось от живописца, – в его родном голландском Хертогенбосе и в легендарном мадридском музее Прадо, а стоили многих миллионов не-рублей. Билеты были сметены задолго до завершения выставок, число зрителей достигло полумиллиона. В Москве столь дорогостоящие проекты организовать тяжеловато, и спасибо «Артплею», который рискнул показать великого Босха в мультимедиа-формате. Но вместо благодарности, как видите, штраф.  Черная метка. Не греши, дружок, помни о духовности. Чти скрепы!

Итак, ФАС признала рекламу нарушением ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе». Согласно проведенной ведомством экспертизе, изображение содержит «обнаженные тела мужчин и женщин, предающихся любовным утехам с демонстрацией половых органов», а это нарушение закона, запрещающего использовать в визуальной рекламе «непристойные и оскорбительные образы».

Вас насмешила эта патриархальная стыдливость людей, видимо, не представляющих себе законов, по которым уже сотни и тысячи лет творят художники? Погодите смеяться – наступление на «непристойное искусство» в России XXI века приобретает нешуточный масштаб. Не далее как две недели назад «Труд» писал о казусе в Петербурге – возмущении некоей гражданки, которую в прессе именуют Инной Львовной, тем, что в связи с выставкой «Микеланджело. Сотворение мира» там водружена прямо на улице копия статуи «Давид», изображающая совершенно обнаженного юношу. И что Инне Львовне мировая известность скульптора и его творения? Гражданка зрит в корень, о чем написала детскому омбудсмену города: «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант портит исторический вид города и уродует детские души!»

Жалоба не привела пока к штрафу. Напротив, Инну Львовну пытались убедить, что в культурной столице и своей «обнаженки» вдоволь. Вон «Атланты» у Эрмитажа, вон «Диоскуры» у Манежа… Суровая блюстительница морали непреклонна. Зато организаторы выставки «Сотворение мира» сумели в возмущении увидеть рекламный шанс.

Так возникла акция «Одень Давида»: горожанам предложили присылать идеи костюма для статуи. Итоги конкурса еще не подведены, но уже прислана масса интересных вариантов на любой вкус и стиль: брюки клеш и тельняшка плюс бескозырка с надписью «ГОЛИАФ» (имя поверженного врага), бабочка с манишкой и фрак, спортивные штаны и кроссовки либо пляжные трусы с темными очками. Давиду с его изумительным телом оказались к лицу средневековые латы, скафандр космонавта... Есть и рискованные идеи: напялить атлету стринги, дать ему веник и банную шайку, прикрыть срам кленовым листом, а то и кастрировать. Но самые традиционно настроенные дизайнеры все-таки решили: лучший костюм для Давида – Адамов, то есть исконная нагота!

Один из предложенных костюмов Давид уже примерил. Арт-группа «Север-7» избрала стиль минимализм и предложила ход простой, но в точку. Именно в ту, которая возмутила Инну Львовну. Художники принесли обычную кепку и прикрепили ее бумажным скотчем. И вот тут-то никто мимо не пройдет! Если на белом пластике копии, как и на мраморе оставшегося во Флоренции оригинала, пах можно и не заметить, то в темной кепке Давид – чемпион!

Но идеологи акции пошли дальше: не будем скупиться, дадим герою гардероб на все сезоны! У нас ведь не Флоренция, пять месяцев в году снег лежит…. Больше того – почему бы не приодеть те самые голенькие статуи, коими пытались отвлечь внимание Инны Львовны от Давида? И женские статуи в Летнем саду, и «Укротители коней»  с Аничкова моста – отличные  модели, осталось лишь подобрать наряды…

Будем справедливы: атаки ханжей на вольное искусство случаются далеко не только в нашей стране. Как не вспомнить памятник борцам Сопротивления в виде фигуры античного героя Геракла близ города Бордо, которому не раз с момента его установки в 1948 году отламывали бронзовый пенис. Правда, в отличие от щедрых россиян, скуповатые французы так и не позаботились о костюме для статуи, даже фигового листка ей не налепили. Напротив, местные власти решили не восстанавливать пропавший орган, а сделать съемный. По праздникам трехметровый богатырь  будет носить протез, а в будни придется постоять просто так, инвалидом.

Рационально. Экономно. Зато сколько сочувствия: «Я бы не хотел, чтобы даже мои заклятые враги прошли через то, что переживает эта статуя», — говорит мэр города Ив Фулон.

Закончим все же другим. При всех поползновениях «бдительных граждан» здравый смысл не покидает не только искушенных людей искусства, но порой даже такие не склонные к компромиссам органы, как, например, санкт-петербургская прокуратура. На днях она вынесла свое суждение по скандальному клипу группы «Ленинград» «В Питере – пить», на котором кто только не оттоптался из любителей политического самопиара. А вот питерские правоохранители рассудили, что здесь мы имеем дело не с пропагандой пьянства, а с сатирой.

Ну, если уж у прокуроров стало налаживаться образное мышление, может, за ними подтянутся и депутаты? А там и Инна Львовна перестанет гневаться на Микеланджело, и ФАС сэкономит пятьсот тысяч ничего дурного не желавшему «Артплею»…