ОТКУДА БЕНЗИН? ИЗ ВЫБОРГА, ВЕСТИМО

Акции протеста по поводу непомерных цен и налоговых ставок на бензин и дизельное топливо докатились и до Северной Европы. Цена на самый ходовой 95-й бензин в Хельсинки, например, перевалила за доллар.

Первые сообщения о блокадах топливных терминалов и искусственно созданных заторах на дорогах начали поступать в минувшие выходные из Дании, территориально самой близкой к эпицентру "бензинового бунта". Затем к таким же мерам прибегли водители большегрузов шведского города-порта Хельсингборг, расположенного на восточной стороне пролива Эресунн, что практически парализовало грузовую паромную переправу между Швецией и Данией. В знак солидарности со шведами и также вставшими на "тропу войны" норвежцами к "прямым, но ненасильственным действиям" днем позже приступили их финские коллеги.
Финские власти заявили, что не допустят "хаоса и произвола на дорогах". Не исключено, что кого-то из водителей грузовиков - на скоростной магистрали близ города Ювяскюля колонна этих огромных машин, двигаясь с черепашьей скоростью, вызвала гигантскую пробку - могут привлечь к ответственности. Тем более что Союз автогрузоперевозчиков Финляндии отмежевался от случившегося.
Призыв профсоюза к водителям отказаться от требований к правительству снизить налог на дизтопливо и вместо этого поднять расценки за свои услуги на 5 - 7 процентов ожидаемого результата не дал. Перевозчики, обеспокоенные потерей заказов из России, на которую работает значительная их часть, не хотят рисковать повышением тарифов. Несколько десятков трейлеров заблокировали единственную дорогу, ведущую к крупнейшему в Финляндии нефтеперерабатывающему заводу корпорации "Фортум" и нефтяному терминалу порта города Порво - вкупе они составляют ключевой элемент системы топливного снабжения всей наиболее экономически развитой зоны Южной Финляндии.
Порво находится близ самой важной транспортной артерии Суоми - евротрассы Е-18, соединяющей Хельсинки и Турку на западе с международными автомобильными пограничными пунктами (МАПП) Торфяновка и только что вступившим в строй Сайменским на востоке. С введением в эксплуатацию последнего суммарная пропускная способность обоих приблизилась к 5000 единиц автотранспорта в сутки. Не исключено, что эти новые возможности пересечения финляндско-российского рубежа в нынешних обстоятельствах будут использованы не туристами и грузоперевозчиками, ради чего, собственно, российской казной и было затрачено порядка 60 млн. долларов на капитальную реконструкцию погранпереходов. В первую очередь в Россию ринутся рядовые финские граждане, которых привлечет уже не 4-кратно более дешевый бензин, но просто любое горючее, если с ним дома начнутся перебои. Уже называют возможные маршруты таких поездок: Выборг, Санкт-Петербург, Светогорск и через другие переходы - Петрозаводск, Сортавала, Костомукша.
Однако на сегодняшний день порядки таковы, что въезжающий от нас на территорию Суоми может иметь полный бак плюс 10 литров в канистре дешевого российского бензина. Но не более. Плюс к этому поездки финнов в РФ с начала года осложнены отказом российской стороны от оформления так называемых "приграничных карточек", позволявших жителям сопредельных областей многократно пересекать границу в течение срока их действия, и возвратом к практике выдачи традиционных виз на конкретный период поездки. Сработают ли эти "тормоза", станет ясно уже в ближайшее время.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Акции протеста в Европе в связи с высокими ценами на горючее достигли Израиля. Водители такси устроили огромный затор на шоссе между Иерусалимом и Тель-Авивом. Сегодня водители грузовиков планируют организовать колонны протеста, которые начнут движение из портовых городов.
В Испании специальные подразделения полиции разогнали блокаду у нефтехранилища в городе Саламанке, а тем временем испанские рыбаки помешали двум пассажирским лайнерам и еще 13 судам зайти в порт Барселоны.
Между тем президент германского бундесбанка Эрнст Вельтеке подверг резкой критике предложения некоторых европейских правительств сократить налоги на горючее под давлением демонстрантов. Он выразил сожаление, что европейцы не выступают в этом вопросе единым фронтом.