БЕЛЬКАНТО В ЛЕДЯНОМ ДОМЕ,

В Петербурге этот концерт с нетерпением ждали целых два месяца - столько времени город украшали пафосные афиши с магнетически действующими на публику именами: Монтсеррат Кабалье и Николай Басков.

Уже за две недели до назначенного срока в кассах нельзя было найти ни одного билета, несмотря на высокие, особенно по питерским меркам, цены (до двух тысяч рублей) и десятитысячную концертную площадку, под которую был приспособлен недавно построенный Ледовый дворец. В торце зала сколотили сцену, на которой разместили Санкт-Петербургский академический оркестр под управлением Владимира Зивы и Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга.
Первое отделение было отдано классическим оперным ариям. Но романтические страсти героев Верди, Массне, Чилеа и Пуччини не слишком заинтересовали собравшихся. Величавой Монтсеррат Кабалье аплодировали без заметных восторгов. Не вызвал у массового зрителя особого энтузиазма в подобном репертуаре и сам любимец (можно даже сказать - баловень) публики Николай Басков. Правда, ее явно забавлял манерный конферанс Владимира Березина - коктейль из ошибок, банальностей и дурновкусовых шуточек.
Чувствовалось ожидание, предвкушение басковских хитов. Кажется, этот 23-летний юноша имеет над своими поклонниками, число коих постоянно растет, гипнотическую власть. По команде Николая весь "десятитысячник" дружно вставал перед Кабалье или заваливал ее цветами. Видно, "есенинский" типаж Баскова - буйный талант, мечущийся от классики к "попсе" и обратно, не обремененный пока еще опытом, но умело подаваемый менеджерами, - привлекает не только чисто музыкальными качествами, а всем, так сказать, "комплексом" рано и ярко проявившейся артистической индивидуальности. Он выполняет, думается, важную социальную задачу - утоляет народную потребность в кумире не из далекого и чужого Голливуда, а из родной страны, чуть ли не из соседнего подъезда. Поэтому не самая искушенная часть его обширной публики охотно прощает ему исполнение "занудных" для нее арий на непонятом языке...
После антракта программа оказалась куда легче для массового восприятия. Монтсеррат Кабалье исполнила бравурные испанские песни, а Николай Басков - свой сверхпопулярный "клиповый" репертуар, который, естественно, был воспринят "на ура". К этому моменту даже те немногие меломаны, что пришли ради встречи с легендарной оперной дивой, уже смирились с, мягко говоря, не весьма профессиональной работой звукорежиссера на допотопном оборудовании, порой, казалось, изощренно издевавшегося над певцами... К финалу голос Кабалье вовсе отказался "лететь" в зал, и она лишь "напевала", продолжая, впрочем, демонстрировать безупречную, без всяких поправок на возраст, вокальную технику и стилистическое чутье. То есть как раз то, что предстоит еще, естественно, обрести молодой российской звезде. "Под занавес", неведомо откуда взяв силы, Кабалье стала импровизировать, вторым голосом подпевая Баскову в его знаменитом "Памяти Карузо". Вот тут вспыхнула искра творческого озарения. Заезженная песня неожиданно обрела пронзительно-трагическое звучание, и даже возникло воспоминание о дуэте Кабалье и Меркьюри. Однако, как и положено в шоу, все закончилось бурным ликованием - высоко поднятым кубком и пением "Застольной" из вердиевской "Травиаты". Хотя кашель Кабалье, отвернувшейся на секунду от микрофона, не к месту напомнил о печальном исходе хрестоматийного сюжета. Но, видимо, значительная часть зрителей по простоте душевной не заметила параллели - во всяком случае это не омрачило общего ликования.
Конечно, прекрасно, что восходящая российская (как и всемирно знаменитая испанская) звезда, находит отклик у, как принято говорить, демократической публики. Хорошо бы еще, если бы ни тот ни другая не выходили из фавора также и у знатоков. Что до Николая Баскова, чья популярность началась с исполнения классической музыки на организованном по инициативе "Труда" конкурсе "Романсиада-97", то юноша пока еще рассматривает именно оперу (а не "попсу") как основное направление своей карьеры. В частности, после Ленского в "Онегине" на сцене Большого обещает выступить в той же "Травиате" (правда, теперь непонятно, на каких подмостках, так как спектакля этого в репертуаре ГАБТа уже нет). Дай-то Бог. Будет очень жаль, если Альфред эстрадный помешает своему оперному тезке. Ведь известны, к сожалению, случаи, когда, увлекшись более легким успехом в песенном репертуаре, обладатель большого вокала растрачивал его, меняя в конце концов сцену на... колбасный цех или что-то подобное. Хотелось бы верить: у Николая Баскова - иной путь, и молодой певец не уйдет в сторону от подлинного искусства.
P.S. Чтобы москвичи не слишком завидовали питерцам, сообщаем: в самое ближайшее время Кабалье и Басков выступят в первопрестольной. Но, правда, не вместе. Сеньора сопрано споет 8 ноября в Гостином дворе, а юный солист Большого театра соберет своих поклонников 11 - 15 ноября в Государственном Кремлевском дворце.