05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ, ЧЕМ ПОВЕСТЬ ОБ ИСПОЛНЕННОМ БЮДЖЕТЕ

Волгин Сергей
Опубликовано 01:01 20 Сентября 2000г.
По осени не только цыплят считают, но и формируют бюджеты на следующий год - от федерального до самого что ни на есть местного. Очень часто ответ на вопрос: "Что день грядущий нам готовит?" - можно получить, если внимательно проанализировать бюджетную ситуацию. Лучшего способа, чем заглянуть в отчет об исполнении бюджета, порой простоне найти.

Это неправда, что за цифрами и показателями не видно живых людей. Еще как видно! Достаточно вдумчиво прочитать, к примеру, официальный отчет об исполнении бюджета Нижегородской области за 1999 год, чтобы стало понятно, каковы были истинные предпочтения, симпатии и антипатии местных начальников, очень любящих рассуждать о благе жителей региона.
Если взглянуть на сей документ, так сказать, в общем виде, то прежде всего бросается в глаза, что расходы бюджета за прошлый год составили 83 процента от запланированных. Хорошо это или плохо? С одной стороны, солидная экономия получается - далеко не во всех регионах такое бывает. С другой - ради чего эта экономия? И стоит начать рассматривать отчет постатейно, как охватывает некое странное чувство.
ЭКОНОМИЯ ТОЧЕЧНОГО ДЕЙСТВИЯ
То, что региональные начальники не будут жалеть денег на себя любимых, сомнению не подлежит. Это так же естественно, как осенний дождь или летняя жара. Поэтому расходы на Законодательное собрание области составили 101 процент к плану, а на администрацию области даже 105 процентов. При этом расходы на судебную власть были ограничены 85 процентами от необходимого, на областное УВД - теми же показателями. Управление пожарной охраны довольствовалось 81 процентом, для ГИБДД посчитали, что хватит и 76. И уж совсем непонятным образом обошлись с финансово-контролирующими органами - 57 процентов. Паспортно-визовой службе пришлось довольствоваться 41 процентом от запланированного.
Названные выше цифры наводят на весьма определенные размышления. Похоже, областная власть неспроста держит правоохранительные органы на голодном пайке. Им в таких условиях впору заботиться о собственном выживании, а не о том, как ловить и сажать преступников. Налицо также дифференцированный подход к разным силовым структурам: если УВД худо-бедно, но четыре пятых бюджета выделили, то чекистам досталось чуть больше четверти. Сверхэкономия на содержании ГИБДД и паспортно-визовой службы не может не вызвать подозрения, что этим ведомствам дают понять, что они и так не пропадут.
Любопытно, что в отчете нет данных о расходах на содержание налоговой инспекции и налоговой полиции. Возможно, их просто забыли включить, а может, также намекнули, мол, добывайте на пропитание сами. Одним словом, такая политика местных бюрократов ведет к развалу правоохранительных органов и силовых структур.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровень жизни населения региона всецело зависит от развития производства. Тем не менее на промышленность, энергетику и строительство областное руководство от щедрот своих израсходовало аж 23 миллиона рублей - чуть больше половины от предусмотренного в бюджете. Да и сам размер суммы, честно говоря, вызывает удивление: например, возврат долгов только коммерческим банкам потянул на 83 миллиона рублей. А впрочем, чему удивляться? Руководители наших банков своего не упустят. Это не забитые директора полуживых заводов. С ними лучше не ссориться. А промышленность... она не волк, в оффшорный лес не убежит.
Нельзя не отметить, что хотя все отрасли и предприятия по закону о бюджете равны, но некоторые - равнее. То есть, если собственно строителям, сооружающим дома под снегом, дождем и ветром, выделено 53 процента необходимых средств, то Комитет по строительству и архитектуре профинансирован точно на 100 процентов. Вполне удовлетворены запросы, причем также отдельной строкой, безвестного "Семеновского ЛПУ". Притом, что транспортные коммуникации всех видов недофинансированы, отдельной строкой стопроцентно обеспечена узкоколейка "Выкса-лес". По слухам, последнее связано с тем, что лесозаготовительные предприятия, близкие к руководству области, сейчас активно занялись экспортом леса.
Еще более любопытен другой факт. Сельское хозяйство в прошлом году получило 82 процента выделенных средств. Но в цифровом выражении даже эта сумма более чем в десять раз превосходит затраты на промышленность, строительство и энергетику, вместе взятые. Кстати, в этом году соотношение затрат предусмотрено в пользу сельского хозяйства в еще большей пропорции. Тенденция, однако...
БЕЗЗАЩИТНЫЕ СТАТЬИ
Так местные острословы называют защищенные статьи бюджета. Их не так уж много. По закону они должны выполняться в первую очередь и в полном объеме. Но именно по этим статьям и наносится самый страшный удар. Судите сами.
Непонятно, каким образом в списке защищенных оказалась статья "возврат банковских кредитов и уплата процентов по ним", но она там есть в "девятой очередности" и, естественно, профинансирована на 100,5 процента. Расходы на "племенное дело" (четырнадцатая очередность) составили 83,8 процента от потребности. А вот статья третьей очередности - стипендии студентам, обеспечена всего на 75,4 процента. Пособия на детей (четвертая очередность) - на 58 процентов, то есть фактически полгода детям ничего не платили. Дотации на продукты питания (пятая очередность) профинансированы на 56,8 процента, а на медикаменты (шестая) и подавно на 33,9 процента.
Или для областного руководства улучшение породы скота в два с половиной раза важнее сохранения жизни людей? В таком случае весьма символично такое внимание к племенному делу.
Самое же непонятное заключается в том, что как раз на социальные цели деньги были выделены в полном объеме. Вот цитата из отчета областной контрольно-счетной палаты: "...Сумма полученных средств (2575,3 млн. руб.) практически достаточна для финансирования перечисленных выше защищенных статей. План финансирования указанных первоочередных защищенных статей не выполнен даже с использованием взаимозачетов и заемных денежных средств (в частности, привлечены денежные средства банков, ссуды Минфина РФ в сумме около 1,4 млрд. рублей)".
Проще говоря, это означает, что при имеющихся средствах на социальные нужды в размере 160 процентов (2,575 + 1,4 млрд. руб.) основные их статьи профинансированы в среднем на 50 процентов, то есть из четырех миллиардов рублей по делу истрачено 1,3 миллиарда. Куда делись остальные? А раз здесь невозможно оправдаться нехваткой средств, то налицо сознательное пренебрежение социальной сферой.
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ - МИМО ЦЕЛИ
Эффективность работы руководства региона определяется не только текущими расходами. При желании провалы на этом направлении можно свалить на тяжелое наследство предшественников, сослаться на экономический кризис, на политическую ситуацию, войну в Чечне и прочие непредвиденные обстоятельства (кстати, статья "прочие расходы", включающая и непредвиденные затраты, профинансирована аж на 232 процента).
Зато истинные цели ясно видны при работе на перспективу - расходах на целевые программы и бюджет развития. Например, при общем финансировании последнего на 76,5 процента статья "стройки местных администраций по областному заказу" обеспечена на 88,8 процента, а "ипотечное кредитование" - на 99,4 процента. При этом здравоохранению перепало всего 50,4 процента от выделенных средств, на правоохранительную деятельность осталось 46,6 процента, а социальная политика обошлась и 40 процентами.
А раздел "целевые программы" даже не нуждается в комментариях. Сухие цифры просто кричат со страниц отчета. Неотложные меры по борьбе с туберкулезом - 15,5 процента, анти-СПИД - 2,7 процента. Это при том, что область входит в первую пятерку российских регионов по уровню заболеваемости СПИДом. Подготовка педагогических кадров - исполнение 16,4 процента, социальная защита студентов - 14,2 процента, программа "Семья" - 16,6 процента, "Дети-инвалиды" - 8,9 процента. Довершают "траурный пейзаж" разделы "Охрана труда" и "Улучшение положения женщин". Из почти двух миллиардов рублей, предусмотренных на это в бюджете, реально выделено 0,0 процента (ноль целых, ноль десятых).
Эти цифры не только говорят сами за себя, но и за тех, кто их обеспечивает, прежде всего за областную администрацию во главе с губернатором Иваном Скляровым.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников