Пытаюсь представить, каким он будет - крупнейший в России нефтеналивной порт, первая очередь которого должна быть "запущена" уже через три месяца - в декабре 2001-го. Стараюсь понять, что даст он нашей стране, нам всем, ее гражданам, и конкретно жителям небольшого Приморска, этакого "медвежьего угла" в 100 километрах от вполне европейского Выборга.
Электричкой в Приморск не доехать, нет "тяги", только дизельным поездом. Станция - асфальтовый "пятачок", вытянувшийся вдоль железнодорожного полотна. От нее до строящегося порта без малого семь километров. Административное здание новой нефтяной артерии России - Балтийской трубопроводной системы (БТС) не достроено, идут отделочные работы. Все начальство вместе с инженерной службой, плановиками, бухгалтерией размещается во временном помещении прямо на территории строительства. Иду туда, глотая пыль, поминутно останавливаясь, чтобы пропустить проносящиеся мимо грузовики, "пазики" и "уазики". На крыльце двухэтажного сборного домика поджидает заместитель начальника линейной инженерно-технологической службы терминала "Приморск" Владимир Николаевич Муха. Предлагает сразу отправиться "на экскурсию", по дороге, мол, и поговорим.
- Решение о строительстве БТС и нашего терминала как составной ее части было принято еще несколько лет назад, -рассказывает Муха. - После распада Союза крупные порты Таллин, Вентспилс, Одесса стали для России "заграницей". От транспортировки через них грузов Россия теряет до 1,5 миллиарда долларов ежегодно. В то же время, к примеру, Латвии транзит нашего сырья дает 25 процентов годового дохода... Есть о чем задуматься, согласитесь?
Дорогой выяснила, почему адрес крупнейшей российской стройки оказался именно здесь. Залив в этих местах широк и глубок. Это главное, ведь сюда будут заходить танкеры водоизмещением до 150 тысяч тонн, и должен быть, как говорят специалисты, определенный "запас глубины".
Уже почти готовы десять нефтяных резервуаров. Огромные "бочки" диаметром 60 и высотой 18 метров видны с любого места стройки, в том числе с причала. А если подняться на их "крышу", весь терминал как на ладони! Я поднялась, но любовалась открывшимися сверху красотами недолго. Потому как и наверху обнаружила рабочих. Представители известной фирмы "Амерко", выигравшей в свое время соответствующий тендер, завершали покраску резервуаров. С одним из них, сербом Митичем Наватица, мы разговорились.
- Нас здесь 205 человек, - сказал он. - Раньше работали в Германии, Украине, Ираке. По масштабам эта стройка превосходит все, на которых трудились.
С жильем для строителей решили так: арендуют квартиры в Приморске, а также брошенный нашей стремительно сокращаемой армией бывший военный городок в поселке Ермилово, километрах в пяти от стройки, который предварительно отремонтировали.
Но строители - народ здесь временный. А новый порт потребует тысячи других специалистов. Для них уже в конце сентября предполагается сдать "под ключ" жилой дом в Приморске. Почти готовы еще два на 120 квартир. Соглашение о выделении для этих целей 5 миллионов долларов было подписано минувшей зимой президентом акционерной компании "Транснефть" (главный заказчик строительства) Семеном Вайнштоком и губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Договорились они и о ремонте за счет "Транснефти" пустующего ныне местного детского садика. Ну а школа, магазины, поликлиника в городе есть.
- А что говорят экологи о строящемся терминале? - спрашиваю у Владимира Мухи. - Был шикарный сосновый лес, теперь - пыль и грязь. Потом - стойкий запах нефти.
- Пыль и грязь - это временно, пока не сдадим объект. Уже сейчас подъездные дороги асфальтируются, вдоль них будут высажены кустарники. Газоны появятся и вокруг резервуаров. Что касается "запаха нефти"... Нет оснований даже думать об этом. Резервуары - новейшей конструкции, управление ими автоматизированное. Вокруг каждого выложено специальное земляное каре, внутри которого выстелена специальная пленка толщиной 1 мм. Она позволит при разливе или утечке "черного золота" в считанное время собрать все, не допустив при этом проникновения даже капли нефти в почву. Самые современные у нас и очистные сооружения для хозяйственных и промышленных отходов. Подобные есть в нашей стране еще только в Омске.
Спускаемся с Владимиром Николаевичем к причалу. Около него два здания: таможенного контроля и службы управления портом. Оба практически готовы, только нужно подвести еще к ним электричество, канализацию, "довести до ума" внутренние помещения. На самом причале несколько десятков рабочих. Среди них есть и те, кто приехал на строительство приморского порта из латышского Вентспилса в составе бригады субподрядчиков.
- Здесь хорошо платят, почему же не поехать? - говорит мне один из этих рабочих, Валентин. - Стройка грандиозная. Не верил, что за год столько будет сделано, думал, как всегда в России, планов "громадье", а темпы...
Первоначально предполагалось построить БТС за три года. Но затем сроки были сокращены вдвое. Проектная мощность трубопровода - 29 миллионов тонн нефти в год (что, кстати, сопоставимо с экспортом через Украину и Прибалтику). На первом этапе перекачиваться будет 12 миллионов. России, почти отвыкшей за последнее десятилетие от созидания такого масштаба, проект обойдется в 460,2 миллиона долларов. Окупаться они начнут в декабре, когда от новенького причала отвалит первый танкер с российской нефтью.