09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЭТОТ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ БРАНДО

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 20 Сентября 2001г.
Он еще раз заставил критику и публику заговорить о своей непредсказуемости. Которой, надо сказать, прославился с самого начала карьеры. Это он, а не Жерар Филип должен был сниматься в "Красном и черном", но американец, у которого уже был "Оскар" за великолепную ленту "В порту" (1954 год), вдруг взбрыкнул, и роль досталась французу. И сейчас, отказываясь, как говорят, от выигрышных предложений, неожиданно сыграл в рядовом триллере второстепенного персонажа, который ничего не прибавил к его длинному "послужному списку".

С Брандо я познакомился на съемках чаплинского фильма "Графиня из Гонконга". Знакомый американец, который помог мне тогда попасть на лондонскую студию "Пайнвуд", предупредил меня насчет "неуравновешенности" исполнителя главной роли, посоветовав не обращаться к нему с вопросами, - может и послать подальше. Вышло же обратное ожидаемому: Брандо сам в интервале съемки подозвал меня и начал задавать вопросы о Советском Союзе, о котором имел самое смутное представление. Например, он вполне серьезно спрашивал, сам ли я купил себе часы или мне их "выдали", и вообще получаю ли я зарплату или мне все, что нужно, выдают.
Между прочим, роста он ниже среднего, а в кино-то предстает богатырем. Потом мы вместе обедали в студийном кафетерии, где этот странный разговор продолжался. В конце концов Брандо спросил, разрешат ли мне пойти к нему домой, если он пригласит меня на ужин. Так я попал в старинный белый особняк в Белгравии, одном из лучших районов Лондона, который для "звезды" снимала кинокомпания "Юниверсал". С опозданием обнаружилось, что это был его день рождения. Пришли актеры, которых я раньше видел только на экране, и другая киношная братия.
Марлон, с которым мы стали называть друг друга по имени, вел себя самым учтивым образом, как положено хозяину. Видимо, это было одно из проявлений его непредсказуемости. Но, оказалось, что пригласил он меня "небескорыстно": ему интересно было съездить в Москву, и он хотел, чтобы я помог ему получить приглашение. Наше посольство охотно взялось за это, но получило ответ, что его приезд нежелателен: незадолго до того Брандо сыграл американского посла во Вьетнаме и по ходу фильма высказывался в антисоветском духе.
Слава Богу, объяснять этот нелепый отказ Марлону пришлось не мне, но обиделся он и на меня. Когда я попал в Америку и, собираясь в Голливуд, хотел с ним встретиться, ответа не получил, хотя потом узнал, что он находился у себя в Беверли-хиллз.
Впрочем, что ему, великому Брандо, сыгравшему к тому времени "крестного отца", какой-то московский журналист. От доставшегося ему за это второго "Оскара" он демонстративно отказался в знак протеста против дискриминации индейцев. Вместо себя послал на церемонию индианку Литтл Фезер (Маленькое Перо), которая при ближайшем рассмотрении оказалась малоизвестной артисткой Марией Круз.
Как и в большинстве других "политических" акций Брандо, непонятно было, чего здесь больше - действительно идейных соображений или же желания в очередной раз эпатировать почтенную публику. Он считался самым политизированным обитателем голливудского Олимпа: защищал негров, в том числе террористов из "Черных пантер", боролся против смертной казни и ядерной опасности. За эти "заслуги" вроде бы даже попал "под колпак" к ФБР, но во всем у него присутствовал элемент то ли одному ему понятного розыгрыша, то ли желания привлечь к себе еще больше внимания - тут мнения расходятся. Пожалуй, только в одном не находили никакого подвоха - в его немалой помощи детскому фонду ООН ЮНИСЕФ.
Вообще создается впечатление, что Брандо всю жизнь тем и занимался, что запутывал тех, кто его наблюдал. Представал то сумасбродом, то проповедником, то секс-символом, то просто-напросто хулиганом. Это ведь он хотел провести среди голливудцев конкурс на самое громкое испускание газов из кишечника, и только решительное возражение его собственного юриста сорвало это "мероприятие". За ним числится много таких "шуточек", о большинстве которых неприлично даже и рассказывать.
Однако в автобиографии "Песни, которым меня научила моя мама" тот же Брандо предстает человеком широко мыслящим, эрудированным, знакомым с философскими учениями, включая и русские. Правда, и тут глубокие рассуждения сопровождаются шокирующими оценками и прогнозами. В частности, он пишет: "Раньше мы списывали на коммунизм все наши беды. Но коммунизм рухнул, "холодная война" закончилась, а человечество сегодня раздираемо межэтническими конфликтами. Борясь с коммунизмом, мы не замечали, что наша собственная политико-экономическая система прогнила. Научно-технический прогресс оказался бессилен улучшить человека. Поэтому вся надежда на лучшее будущее связана лишь с генетическим вмешательством".
Иногда кажется, что прав был критик, написавший, что лучше всего Марлон Брандо выразил себя в роли свихнувшегося и вообразившего себя богом полковника Курца в "Апокалипсисе". Актер сам о себе сказал в одном интервью: "Я никогда не был ни хорошим мужем, ни хорошим отцом, ибо меня занимал только я сам, моя личная жизнь". К этому добавил: "Моя проблема заключалась в том, что я был не способен по-настоящему любить". И наконец: "Я посвятил свою жизнь тому, чтобы стать большим актером. И все, кого я знаю, за редким исключением оказались под влиянием моей известности. Сегодня актеров больше нет, есть только люди, делающие на этом ремесле деньги".
Когда перебираешь в памяти подробности его биографии, начинает казаться, что за всей этой буффонадой и эпатажем, как под маской, прячется не очень счастливый в личной жизни и очень одинокий человек, самолюбиво не желающий, чтобы это видели людские взгляды. Детство у него было тяжелым, отец и мать - немец и ирландка - были алкоголиками, а папаша - к тому же безжалостным тираном, от кулаков которого доставалось и жене, и сыну, к которому во всех остальных отношениях он был совершенно равнодушен. Правда, все-таки оплатил учебу Марлона в нью-йоркской театральной школе, где тот штудировал систему Станиславского - ей тогда поклонялись американцы.
Отца он "обожал и ненавидел одновременно". И, кажется, в этом духе к нему относились его собственные чада, которых у него от трех браков девять. Во всяком случае, если судить по его любимой дочери Чейенн от третьего брака с таитянкой Таритой, - о других детях известно только со слов самого Брандо, что они ему "причинили огромные страдания". Когда в мае 1990 года его сын Кристиан застрелил жениха Чейенн, она обвинила отца в том, что это было сделано по его приказу. На суде Марлон публично горько рыдал, и присяжные, смягчившись, дали Кристиану только 10 лет. Чейенн злоупотребляла наркотиками, несколько раз неудачно пыталась покончить с собой и в апреле 1995 года повесилась в доме другого брата на Таити.
Поэтому веришь, когда большой актер говорит, что "самые страшные моменты в жизни" у него связаны с детьми. И что это помогло ему понять: "...я должен простить моему отцу все его недостатки, иначе я буду испытывать муки и страдания всю свою жизнь. Простить ему, чтобы однажды суметь простить все себе самому...".
Это вырвалось у того, кто еще недавно уверял, что на принадлежащем ему островке рядом с Таити он живет, "как Робинзон, но в раю". Рая на этом свете не бывает, но дай тебе Бог, дорогой Марлон, утешения и покоя. Пора...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников