09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УКРУПНЯТЬСЯ НАЧНЕМ В СИБИРИ

Комаров Алексей
Опубликовано 01:01 20 Сентября 2002г.
Все чаще звучит на разных уровнях власти мысль: трудно управлять столь большим количеством субъектов Федерации. Не стоит ли уменьшить их количество через объединение?

Председатель Совета Федерации РФ С. Миронов, прибывший в Иркутск для участия в работе 2-го Байкальского экономического форума, побывал в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, где на встрече с местными властями этот вопрос тоже был затронут. Обсуждалась возможность объединения округа с Иркутской областью.
Царским указом от 19 октября 1764 года Сибирь стала именоваться Сибирским царством и была поделена на две губернии: Сибирскую с центром в Тобольске и Иркутскую с центром в Иркутске. Границы Иркутской губернии корректировало время, в новейшей истории она успела поименоваться Восточно-Сибирским краем, а в 1937 году сократилась до нынешних размеров Иркутской области. В том же году в ее составе был образован Усть-Ордынский Бурятский национальный автономный округ. Конец прошлого века разделил округ и область на два равноправных субъекта Российской Федерации. С тех пор вопрос об их слиянии время от времени поднимается, в том числе и полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевским. Плюсы и минусы объединения подсчитывают политики регионального уровня. Иногда эта тема используется в конъюнктурных интересах различных политических сил. И вот теперь представилась возможность сопоставить мнения высшей законодательной власти России, губернатора Иркутской области Б. Говорина и главы администрации округа В. Малеева. Кажется, уже никто не сомневается: однажды область и округ объединятся. Вопрос лишь в том, на каких условиях и на каком социальном фоне. Эту тему С. Миронов и В. Малеев обсуждали сначала за закрытыми дверями, а затем - с депутатами окружной Думы.
Точка зрения В. Малеева такова: при слиянии должен быть образован совершенно новый субъект Федерации, который может именоваться, например, Прибайкальским краем. Это, по его мысли, обеспечит равноправие сторон. Кстати, глава администрации округа В. Малеев обратился к С. Миронову с предложением о том, чтобы СФ взял на себя кураторство над объединительным процессом. С. Миронов сообщил журналистам о создании рабочей группы по вопросам объединения округа и области при Совете Федерации.
Председатель верхней палаты российского парламента считает, что "не нужно подстегивать и торопить процесс, но если изменения назрели, надо решать вопрос". С. Миронов особо подчеркнул, что сначала "за" или "против" идеи объединения должны высказаться жители - на референдуме.
У губернатора Иркутской области Б. Говорина своя точка зрения: "Объединение - это не политический, а прагматический процесс. Он будет успешным только в том случае, если станет способствовать повышению качества уровня жизни граждан".
Однако, кроме политических мотивов, существует и объективная реальность. Об этом, кстати, говорили участники секции "Правовые механизмы развития экономики регионов" Байкальского экономического форума. В настоящее время бюджетная обеспеченность жителей Иркутской области - территории-донора - в два раза ниже, чем в Усть-Ордынском округе - дотационной территории. В 2003 году, по предварительным данным, округ получит из федерального бюджета 3 млрд. рублей вместо 1,8 млрд., выделенных нынче, а для области запланировано около 1 млрд. Председатель Законодательного собрания Иркутской области С. Шишкин считает, что, кроме финансовых проблем, могут возникнуть и правовые: придется отменять ныне действующие законы и создавать новые - единого субъекта.
В одном политические деятели любого уровня сходятся: объединение не произойдет завтра, его не случится и в будущем году. Этот процесс может занять 2-4 года.
А ЧТО ДУМАЮТ ПОЛИТИКИ?
Михаил Гришанков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности:
- Насколько мне известно, в администрации президента рассматриваются разные предложения по укрупнению регионов. Но изменение границ субъектов РФ само по себе не улучшит в них социально-экономическую ситуацию. К тому же начнется борьба за власть, формирование новых политических элит, новый передел собственности...
Сергей Колесников, депутат Госдумы от Иркутской области:
- Раньше эти два субъекта были единым телом, интересы которого учитывались в федеральном бюджете. Конечно, управляемость из центра была лучше. Но после того, как Борис Ельцин предложил брать столько суверенитета, "сколько можете проглотить", начался процесс автономизации, государство разделилось на большое количество субъектов. Сейчас хотят восстановить управляемость. Делать это "автоматически" нельзя. Необходимо взвесить, к чему это приведет, все как следует посчитать. Усть-Ордынский округ - дотационный, большой процент социальных расходов покрывается из федерального бюджета. Иркутская область - донор. Объединение без учета этих обстоятельств может привести к падению уровня жизни, ведь федеральный бюджет снимет с себя ответственность за дотации. Другое дело, если потери от объединительного процесса все же возьмет на себя государство.
Василий Шандыбин, депутат Госдумы:
- Думаю, и округ, и область только выиграют от объединения. Станет "общим" Байкал, появятся возможности для объединения финансовых ресурсов, развития промышленности, строительства.
Записал Юрий Долинский.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников