А ЗОРИ ЗДЕСЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТИХИЕ...

Известному фильму Станислава Ростоцкого, который снимался в Карелии, в эти дни исполняется 30 лет. Наравне с профессиональными артистами в нем участвовали петрозаводские студенты, для которых этот фильм стал настоящим подарком судьбы.

Нина Ступицкая никогда не ходила в университетскую столовую, предпочитая вкусные мамины обеды. Но однажды подружки уговорили ее на перемене попить чаю. В столовой, у окна, она сразу заметила мужчину лет сорока, с голубыми глазами. Нина почувствовала интерес к себе, но не подала виду.
С только что начавшегося семинара ее вдруг вызвали в коридор. Нина снова увидела голубоглазого улыбающегося мужчину и девушку, которая сообщила, что она - ассистент режиссера, а это - Станислав Ростоцкий, и ей предлагают сниматься в новом фильме по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...".
Ночью Нина перечитала повесть Бориса Васильева и рано утром отправилась на съемки в деревню Сяргилахта, где были съемки.
Нина и Света Борисова, учащаяся Петрозаводского культпросветучилища, должны были играть девушек-зенитчиц. В первый же съемочный день, когда Нина появилась в обмундировании и постоянно сползающей с головы пилотке, ей строго приказали: "Косу отрезать!"
- Тогда я не буду сниматься, - ответила дрогнувшим голосом Нина.
- Нет, косу мы не будем отрезать, - мягко сказал Станислав Ростоцкий, глядя с улыбкой на готовую расплакаться девушку.
- Он вообще был удивительно интеллигентным, деликатным человеком, - вспоминает Нина Борисовна. - Уважительно относился к каждому артисту, исполнявшему даже самый маленький эпизод. Постоянно повторял: все должно быть достоверно.
И поэтому девушек, в обмундировании, в тяжелых сапогах, со скрученной шинелью за плечами, заставляли маршировать в строю по два часа. Нелегко давалась и стрельба из зенитки. Хотя вылетали холостые патроны, но грохот и шум стоял самый настоящий, закладывало уши. И тогда казалось, что война идет на самом деле.
Никак не получалась у Нины сцена ранения. Ростоцкий требовал, чтоб она упала, как подкошенная, а девушка никак не могла рухнуть прямо на бревна. И при очередном дубле оператор фильма Вячеслав Шумский, не выдержав, крикнул: "Да толкните ее кто-нибудь!" Сцену сняли сразу же.
Очень боялись первого съемочного дня и студенты Петрозаводского университета Александр Кожанов и Андрей Грибушин. Высокие светловолосые парни должны были играть солдат дивизии СС "Эдельвейс". Александр Кожанов, ныне завкафедрой истории дореволюционной России Петрозаводского университета, вспоминает, как дрожали ноги, когда они шли по тропинке с чемоданом взрывчатки. А тот оказался таким тяжелым, не пожалели камней и песка, что Александра перекосило от тяжести. "Ну и влипли мы с тобой", - пробормотал он напарнику. Но Грибушин даже сымпровизировал в этой сцене. Комаров вокруг тьма, один сел прямо на лицо, и Андрей стал смешно его сдувать. Этот естественный порыв так и остался в кадре.
Грибушин вообще относился к съемкам спокойнее других новичков. У него был опыт, он уже два года играл в студенческом театре. Поэтому к роли немецкого унтер-офицера подошел ответственно. Его утвердили, выдали полный комплект обмундирования: от комбинезона до... трусов. А еще поставили на довольствие в виде трехразового питания и гонорара за каждый день съемок - 11 рублей 50 копеек. А потом стали платить зарплату 120 рублей в месяц. Для студента это было сказкой.
В съемочной группе и девушки-зенитчицы, и "эсэсовцы" чувствовали себя комфортно. С главными героинями у них были доброжелательные отношения. У всех актрис, кроме Ольги Остроумовой, - она уже снялась в фильме "Доживем до понедельника", это были первые роли в кино. Екатерина Маркова, по фильму - Четвертак, даже поздравила ребят с первым днем съемки.
Больше всего гордится Андрей Грибушин тем, что "расстреливал" Женю Комелькову. Наблюдал Андрей и за тем, как тонула в болоте Лиза Бричкина, ее играла Елена Драпеко. Это был небольшой водоем, а болотные пузырьки киношники организовали с помощью двух бытовых газовых баллонов. "Утонула" Лиза Бричкина на полутораметровой глубине, просто присела на твердое дно. Правда, ей пришлось проделывать это три дубля. И каждый раз актриса мылась, меняла одежду, сушила волосы.
Фильм Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие...", премьера которого состоялась в сентябре 1972 года, стал одним из лучших фильмом о войне, искренним, человечным, добрым. Он был лидером проката: только за один год его посмотрели 66 миллионов зрителей Советского Союза. На XXIII Международном фестивале в Венеции фильм получил памятный приз. Станислав Иосифович вспоминал об этом: "Когда мы показывали этот фильм, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях".
Для жителей Карелии "А зори здесь тихие..." - самая любимая из всех картин, что здесь снималась. Поэтому 30-летний юбилей фильма воспринимают как свой, родной.