АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА: ТАНЦУЮ ДЛЯ ПУБЛИКИ, А НЕ ДЛЯ ДИРЕКЦИИ

Непривычно было видеть красавицу Настю без свиты поклонников и даже без телохранителей. Очевидно, устав за эти дни от общения с журналистами, балерина предпочла устроить мне встречу в одном из московских кафе. Держалась внешне спокойно, даже улыбалась иногда, хотя чувствовалось, что внутри она напряжена. Ведь накануне стало известно: подписан приказ о ее увольнении из Большого театра.

- Я поражена, это такая травма для меня. Но особенно изумляет, что приказ подписан 16 сентяб-ря, а уволена я, как сказано в нем, с 30 июня. Возникает вопрос: зачем дирекции было устраивать весь этот скандал, подвергать меня стрессу, ставить на днях в афишу спектаклей, а потом снимать под предлогом, будто мой партнер не может танцевать? И насколько это законно - увольнять задним числом с опозданием в два с половиной месяца?..
- Ходят разные слухи о местонахождении и здоровьи вашего партнера Евгения Иванченко.
- Я знаю, что он жив-здоров. Хотя информация, исходящая от генерального директор Большого, заставляет тревожиться за судьбу танцовщика, с которым меня связывают десять лет сотрудничества. Оказывается, 29 августа Евгений прислал факсовое заявление (уже вторично) с просьбой об увольнении, а где находится - г-н Иксанов якобы не знает. В другом интервью директор и вовсе утверждает, будто артист сломал ногу во время выступления со мной. Но еще 27-28 августа мы танцевали вместе "Жизель" в Греции, и все было в порядке. Что до моего сольного концерта 3 июля, то Иванченко тогда вовсе не выходил на сцену. Кому-то понадобилось срочно упрятать его в больницу буквально за три часа до выступления, что стало для меня жесточайшим испытанием. Вы представляете, каково это - срочно заменить шесть номеров программы своими сольными вещами из классического репертуара, да еще ввести солиста из Киева, приехавшего танцевать па-де-де из "Жизели", в "Кармен"! И сделать это так, чтобы зрители не заметили "швов", как, к счастью, и вышло...
- То есть вы все-таки танцуете не с одним Иванченко?
- Конечно. Наверное, директор редко ходит на спектакли и концерты, если не знает, что я успешно выступала почти со всеми ведущими солистами Большого - Марком Перетокиным, Андреем Уваровым, Владимиром Непорожним, Николаем Цискаридзе, Дмитрием Белоголовцевым, Алексеем Поповченко. И сейчас многие заверили меня, что несмотря на давление дирекции я могу рассчитывать на их поддержку. Так уже бывало в истории Большого - например, когда запрещали девочкам танцевать с Колей Цискаридзе... Кроме того, со мной постоянно сотрудничают танцовщики из других коллективов и городов - Илья Кузнецов, Артем Дацишин, Денис Матвиенко...
- Один из аргументов дирекции - ваш чрезмерный для балета рост и вес...
- Тоже ложь. На днях ко мне домой заявилась бригада журналистов из "Нью-Йорк таймс". Они недоумевали: как же так, еще весной театр и я в том числе были на гастролях в Америке и никаких претензий ко мне не возникало, публика аплодировала, отзывы в прессе - отличные. Они не постеснялись взять с собой... рулетку и измерить меня. Мой рост, естественно, остался прежним: метр шестьдесят восемь. А вовсе не 1.80, как вдруг сочли в дирекции. Вес - около 50 килограммов. Тоже вполне нормально для балерины. Мы помним миниатюрную Уланову, знаем более рослых Сильвию Гиллем, Алессандру Ферри, Ульяну Лопаткину, Илзе Лиепа, у которой рост действительно метр восемьдесят... И что, это помешало им стать личностями в балете?
- Директор уверяет, будто вы предъявили театру непомерные требования - в том числе предоставить вам три из пяти спектаклей "Лебединое озеро" во время парижских гастролей в январе будущего года...
- Я считала логичным, что имею право на два или три спектакля в постановке, которую Юрий Николаевич Григорович осуществил специально для меня. Всего же Большой везет в Париж 15 спектаклей, в большинстве из которых я не занята и потому претензий на них не предъявляла. Разве эти требования непомерны?
- Иными словами, в театре вас загружали очень мало?
- Так нельзя сказать. Я танцевала практически все классические спектакли - две постановки "Лебединого озера" (в том числе сделанную Владимиром Васильевым тоже специально для меня), "Баядерку", "Жизель", "Дон-Кихота", "Спящую красавицу"... "Раймонду" танцевала - последнюю мою премьерную работу с Юрием Николаевичем... Другое дело, что в последнее время мне давали лишь один спектакль в полтора месяца. Это неслыханно, балерина не может удержаться в творческой форме при такой ничтожной нагрузке. Для сравнения - в Кировском я танцевала 5 спектаклей в месяц... Поэтому и пришлось организовывать свою творческую жизнь за пределами Большого театра, устраивая концерты. Что дало некоторым моим критикам повод заявлять, будто никакая я не классическая балерина, а эстрадная танцовщица. Но помилуйте, и в концертах основа моего репертуара - классические номера. Это как раз одна из моих задач - знакомить широкую публику с классикой. А если кто-то считает, что, танцуя в театре, я привношу туда дух эстрады и шоу-бизнеса, пусть укажет, в чем конкретно это мое нехорошее влияние проявляется.
- Ради чего же дирекция так вдруг ополчилась против вас?
- Это был мучительный вопрос для меня. Но накануне я, кажется, получила на него неожиданный ответ. Меня пригласил в свою программу журналист НТВ Владимир Соловьев. По замыслу - для прямого диалога с генеральным директором Большого Анатолием Иксановым. Каково же было мое удивление, когда вместо директора я увидела в качестве своего оппонента... вице-президента одного из банков! Он по совместительству и директор фонда Большого театра. Оказалось, те, кто по первоначальной идее взялся оказывать театру финансовую и организационную помощь, теперь решили диктовать и творческую политику. Как говорится, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Я не против поддержки искусства бизнесом, но против того, чтобы бизнес подминал под себя творчество. К сожалению, сегодня люди, не имеющие никакого отношения к балетной специальности, решают, кому танцевать в театре, а кому нет. Но мы-то работаем для публики. Именно актеры определяют лицо театра. Если бы здесь не танцевали Плисецкая, Уланова, Васильев, Лиепа, если бы не было сегодняшних звезд - Грачевой, Степаненко, Уварова, Цискаридзе, Филина - на кого тогда шли бы смотреть зрители, на дирекцию?
- Так что, вас больше не пускают в театр?
- Это очень горько - встречать у входа охранников, которые еще вчера приветливо встречали меня, а сегодня становятся в заградительную стойку. Я даже не могу забрать свои вещи из гримерной... Кому-то хочется не просто изгнать меня, но лишить возможности поддерживать форму, работать в классе, где я занималась минимум пять часов в день. В связи с этим хочу выразить глубокую признательность балетмейстеру Дмитрию Брянцеву и всему театру имени Станиславского и Немировича-Данченко, предоставившим мне свою репетиционную базу.
- Ну так будет у вас суд с Большим или нет?
- Я посоветовалась с адвокатами, и они считают, что я должна отстаивать свою правоту.
- Настя, в Интернете среди прочего я нашел любопытный рейтинг ваших оценок публикой: 56 процентов - "она божественна", 18 - "так, ничего", 10 - "это которая как Курникова?"... Что из этих суждений вас задевает?
- Конечно, самое обидное - когда о тебе говорят "ничего". Пусть лучше ругают - конструктивная критика дает повод задуматься, а возможно - и толчок для творческого роста. С Анной меня сравнивают часто. Не вижу тут ничего обидного. Разве плохо, что Курникова своей эффектной внешностью привлекла к спорту тех, кто им до того не интересовался? Я вообще за красоту жизни - за красоту лиц, цветов, человеческих душ...
- Вы действительно обладаете даром завораживать публику, у вас прекрасная речь, актерские данные. Захоти вы сейчас пройти в Госдуму - думаю, народ бы проголосовал так, как проголосовал он за вас на той телепередаче...
- Не вижу себя в политике. Я - человек творчества. Просто цели, которые ставит перед собой партия "Единая Россия", мне показались близки. Единение во имя успеха каждого человека, из чего складывается успех всей страны, - это и мой идеал. С партией, о которой я сказала, у нас чисто творческие совместные планы. Так, предполагаю выступать в детских домах, в госпиталях перед ранеными солдатами, причем не только в Москве, но и в регионах. Ближайшая такая акция - балет "Жизель" для детей Санкт-Петербурга в Большом драматическом театре 29 сентября. Приезжайте...
Ответы балерины выслушал