В РАБОЧЕМ ПОСЕЛКЕ ЖЕЛТУХА ЖИВЕТ

Число госпитализированных нижегородцев в результате вспышки вирусного гепатита А, о которой "Труд" сообщал в номере за 15 сентября, превысила 750 человек, причем 137 из них - дети. Поскольку инфекционные отделения переполнены, для приема и лечения пострадавших в срочном порядке приспособлено несколько лечебных учреждений общего профиля, а тех, кто в них находился, отправили по домам. Естественно, объявлен карантин, и передачи не принимают, люди вынуждены жить на больничных харчах, а что это такое, знает каждый, кто хотя бы раз проходил стационарный курс лечения - кормят на 17 рублей в день.

Первый всплеск заболевания коварным вирусом был зафиксирован еще 3 сентября, но долгое время никакой информации об этом не поступало. Инкубационный период гепатита А колеблется от семи до 45 суток, и поэтому многие и не подозревали, что инфицированы. Только когда счет людей с опасным диагнозом пошел на сотни, а по городу поползли слухи чуть ли не о террористической акции, городской департамент здравоохранения и территориальное управление Роспотребнадзора вынуждены были выступить с официальными сообщениями, особо подчеркивая, что речь идет не об инфекции, а лишь о вспышке заболевания. Поначалу чуть ли не все инфицированные были жителями одного, Сормовского района.
Чиновники от медицины никак не могли решить, кому делать прививки в первую очередь, тем более что вакцины катастрофически не хватало. Начали с работников МП "Нижегородский водоканал", так как первоначальная версия, а она сейчас рассматривается как основная, - заражение произошло через питьевую воду. То же самое утверждают и больные, с которыми автору этих строк удалось поговорить через форточку больничной палаты: да, пили некипяченую воду, да, мыли под краном овощи и фрукты.
На всякий случай уколы поставили и работникам предприятий общественного питания и продовольственных магазинов, детям младшего школьного возраста, причем только в Сормовском районе. Для остальных вакцинация платная. Цена одной дозы - от 350 до 1000 рублей. В поликлинике N15 того самого Сормовского района мне предложили сделать укол за 630 рублей. Но даже те, кто находит необходимую сумму, вынуждены подолгу томиться в очередях, так как пунктов вакцинации на полуторамиллионный город всего тринадцать.
Для тех, кто лечится в стационарах, губернатор Валерий Шанцев выделил из резервного фонда 3,5 миллиона рублей. Еще 2,5 миллиона добавил мэр Нижнего Вадим Булавинов. А вот те, кто по долгу службы обязан был изыскать средства, ограничились куда более скромными суммами: Фонд обязательного медицинского страхования наскреб чуть более двух миллионов рублей, Центр медицины катастроф - 48 тысяч. Не потому ли чиновники от медицины и пользуются полюбившимся им словом "вспышка" - раскошеливаться не надо. Ведь если назвать случившееся инфекцией, прививки придется делать бесплатно. А так, как в поговорке: спасение утопающих - дело рук самих утопающих, хотя число тех, кто не по своей воле оказался на больничной койке, уверенно приближается к тысяче.
На днях в Нижний Новгород наконец-то прибыл главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он провел четырехчасовое закрытое для прессы совещание со специалистами и руководителями лечебных учреждений. Однако особой ясности не внес. Правда, привез с собой приборы, с помощью которых вирус в организме больного можно определить за два часа, не дожидаясь, когда заявит о себе желтуха.
Между тем вирус не спешит сдаваться. Диагноз гепатит А поставлен двум воспитанникам детского сада. Добрался он и до закрытого города ядерщиков - Сарова. Как утверждают врачи, источник заразы проник сюда из областного центра. Инфекция распространяется. Кто ее остановит? Пока ставка делается на очередное гиперхлорирование водопроводной воды, прелести которого уже смогли испытать жители заречной части города. Одна зараза заменяется другой - замедленного действия.
Официально в городе запрещена уличная торговля продуктами, в том числе и бахчевыми. Однако вчера я видел не менее трех мест, где продавали дыни и арбузы. "Запрещенный" творог можно было купить даже на Центральном рынке Нижнего. Как говорится, кому война, а кому мать родна. В выгоде остаются не только аптеки, но и те, кто торгует бутилированной водой. Спрос на нее повысился многократно.