БЛУЖДАЮЩИЕ ЯЙЦА

Приобретение художественной коллекции Ростроповича-Вишневской бизнесменом Алишером Усмановым, свершившееся в минувший понедельник, остается одним из самых обсуждаемых событий в мире культуры. Уже появились сообщения, что в конце нынешней недели коллекция знаменитых музыкантов будет перевезена из Великобритании в Россию. Вот только станет ли она в полном смысле национальным достоянием?

Правда, сам Алишер Усманов в своих кратких заявлениях уже несколько раз однозначно сообщил, что коллекцию намерен передать государству. Однако тень на ясный день навел и.о. главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, заявивший позавчера на пресс-конференции:
- Не так уж важно, в чьей собственности находится собрание. Это несколько советский подход - считать, что музей обязательно должен быть государственным. В мире распространена практика, когда национальный музейный фонд состоит из двух частей - государственной и частной. И право гражданина России (того же Усманова или Вексельберга) - передать свою собственность государству или не передать. Если частная коллекция будет доступна для граждан РФ, пущена в культурный оборот, то я считаю, что такие действия совершаются в интересах РФ. А если она вывозится за рубеж, то, экспонируясь там, умножает славу российской культуры. Чем больше таких коллекций, тем лучше. Это значит, что страна развивается экономически и социально правильно, люди не боятся покупать и демонстрировать ценности. Какова дальнейшая судьба приобретения г-на Усманова - это мы будем с ним обсуждать. Но в любом случае его благородный шаг достоин морального поощрения. Жаль, что в России пока не существует ордена за меценатство...
Ну во-первых, поправим Михаила Ефимовича: в России учреждено уже много наград за благотворительность - пусть негосударственных (например, орден "Меценат России", медаль "Национальная слава"), но он же сам сказал, что это не так важно.
Во-вторых, вспомним судьбу яиц Фаберже, купленных Вексельбергом в начале 2004 года, по некоторым оценкам, за 100 млн. долларов. Это была беспрецедентная сделка: собраний такой стоимости, принадлежащих одному лицу, на мировые аукционы еще не выставлялось. Даже художественные коллекции Виндзоров и Ротшильдов стоили дешевле... На сенсационную выставку уже проданных яиц в Нью-Йорке выстраивались огромные очереди. Потом экспозиция приехала в Россию, побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге... Вексельберг обещал передать ее на постоянное хранение в Музеи Московского Кремля, но... Потом выставка выехала в Берлин, Брюссель, Бари... А недавно в телевизионном репортаже из Лондона прозвучала информация, что драгоценные яйца Вексельберга осели в его лондонском жилище.
Мы обратились за разъяснением к доверенному лицу Виктора Феликсовича Андрею Шторху. Сперва нас долго не соединяли, и лишь когда мы сказали, что будем вынуждены напечатать материал без комментария, Андрей Алексеевич взял трубку:
- Ирония судьбы в том, что коллекция никогда в Лондоне не была. Слух родился, может быть, потому, что с момента покупки коллекции она постоянно находится где-то на выставках. Только что закрылась экспозиция в Ханты-Мансийске, следующая будет в хорватском Дубровнике. Причем мы следим, чтобы цены на билеты в России были не выше 50 рублей, зато весь доход оставляем тем музеям, где это выставляется. А вот проблема постоянного хранения сокровищ у нас вправду существует. То временное хранилище, которое предоставил Сбербанк, не удовлетворяет задаче. У нас есть замысел - создать Музей частных коллекций на базе Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге, он, надеюсь, откроется в 2009 году...
Итак, наличие трудностей не отрицают и в ведомстве Вексельберга. Нынешняя история с приобретением коллекции Ростроповича и Вишневской Алишером Усмановым в некоторых деталях тревожно повторяет ту, трехлетней давности. И, увы, пока нет уверенности, что и собрание великих музыкантов не превратится в этакого "Летучего голландца", который из одного места только что отбыл, в другое еще не прибыл, рождая всяческие домыслы и легенды.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
А пока своими соображениями о двух коллекциях и их судьбе с "Трудом" поделился известный художник-реставратор, специалист по антиквариату Савва ЯМЩИКОВ:
- Нельзя даже сравнивать эти собрания. Продукция Фаберже не более чем поделки, красивые безделушки из царских хором. Просто так сложилась конъюнктура, что их коммерческая стоимость оказалась во много раз завышена. И я бы не очень расстраивался, если б Вексельберг свои яйца так и оставил при себе. Другое дело - собрание Ростроповича. У меня сложное отношение к этому музыканту. В свое время он давал громкие обещания, что заработает 50 миллионов долларов и все пожертвует на покупку этих самых яиц Фаберже. Я сказал ему: не надо 50, хватит и 5 миллионов, чтобы сберечь погибающий древний Псков. Но понимания тогда не нашел. Однако коллекция, которую нынче приобрел Усманов, - действительно огромная художественная ценность. Одна только картина Бориса Григорьева "Лики России" чего стоит... И довести до конца дело с ее возвращением в Россию очень важно.