05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С РАСКОСЫМИ И ЖАДНЫМИ ГЛАЗАМИ

Заозерская Анжелика
Опубликовано 01:01 20 Сентября 2007г.
Снимать кино про выдающихся завоевателей - дело, как правило, и неблагодарное, и уж точно дорогостоящее. Так, картину голливудского режиссера Оливера Стоуна "Александр" об Александре Македонском даже лояльная американская пресса назвала "вопиющим стыдом", а главного героя сравнила с истеричной домохозяйкой. В результате Стоун натерпелся позора и не оправдал 170 миллионов долларов, израсходованных на эту псевдоисторическую галиматью. "Монгол" Сергея Бодрова, рассказывающий о детских и юношеских годах Чингисхана, уступает "Александру" по бюджету - всего-то 15 миллионов евро. Но для российско-монгольского проекта и эта сумма огромная, особенно если учесть, что шансы приблизиться к кассовым сборам того же "Александра" у "Монгола" незначительные...

Впрочем, опытный продюсер Сергей Сельянов обладает нюхом на перспективное кино, как это произошло с фильмами "Брат-1" и "Брат-2" Алексея Балабанова, в которых главную роль сыграл Сергей Бодров-младший. Значит, шкура монгольского хана Чингисхана стоит выделки! Не случайно еще до начала съемок картину купили 20 стран, предоставив таким образом хороший аванс ее создателям. Тема сложных взаимоотношений Востока с Западом весьма актуальна в наше время, а следовательно, и хорошо продаваема. К тому же начинавший свою творческую деятельность в Алма-Ате Сергей Бодров-старший - специалист по Востоку, что проявилось в его картине "Кавказский пленник", номинированной в свое время на Оскара, и в казахском "Кочевнике", который пришлось заканчивать Бодрову-старшему с помощью голливудских специалистов.
Кстати, от Голливуда, где знают толк в масштабном постановочном кино, "Монголу" перепал лауреат премии "Оскар" за фильм "Матрица", художник по монтажу Зак Стэнберг. Оттуда же, из Америки, - бестселлер американского ученого Джека Уэверфорда "Чингисхан и его влияние на современный мир", натолкнувший Сергея Бодрова на мысль о фильме. Правда, как истинный русский патриот, волею судьбы проживающий в Лос-Анджелесе, Сергей Бодров назвал в числе первоисточников также труды русского ученого Льва Гумилева, к которым он обращался во время работы над картиной "Монгол". Повествуя о жестоком покорителе мира Чингисхане, режиссеру невольно пришлось делать непростой выбор между симпатиями к Востоку и Западу:
- Мне было интересно разобраться, кем на самом деле был Чингисхан. Ведь для Европы и Америки он - исчадие ада, а для стран Азии и Востока - божество. Чтобы понять характер и сущность Чингисхана, мне было необходимо совершить путешествие в его детство и юность, - сказал на одной из пресс-конференций Сергей Бодров.
Режиссер признался, что, приступая к фильму, он сам и вся съемочная группа принесли жертвоприношение Будде, оставив около дерева на вершине горы еду, молоко и вино, а потом полчаса молились, прося у монгольского бога благословения на съемки. Создатели "Монгола" были предельно откровенны с журналистами, живописуя сложности, которые возникли во время работы над картиной. Не стали они скрывать и тот факт, что в первоначальный бюджет фильма - 10 миллионов евро - никак не укладывались. К счастью, на подмогу пришел дружественный Казахстан и помог довести картину до конца.
Первыми посмотреть "Монгола" выпало московским зрителям. Это произошло на двух фестивалях (Московском международном и "Московской премьере"). В обоих случаях фильм вызвал неоднозначную оценку. Среди достоинств картины отмечали ее несомненную зрелищность, хорошие актерские работы, а в качестве недостатков единодушно называли ее чрезмерную затянутость и неоправданную зацикленность на сексуальных желаниях и мотивах главного героя.
Многих шокировала фраза, повторяющаяся, подобно звуку шарманки, едва ли не в качестве главной идеи фильма: "Если у женщины крепкие ноги, то мужчина получает наслаждение". А когда при этих словах в качестве наглядного пособия показывали узловатые ножки возлюбленной Чингисхана Борте (ее сыграла монгольская студентка-журналистка Хулан Чулуун), то становилось немного обидно за героя, который, если верить Бодрову, ради этой кривоножки нарушает традиции своего народа и затевает кровопролитную войну.
В итоге Чингисхана постигла, как мне кажется, та же участь, что и голливудского "Александра": у Бодрова получился портрет не солдата, воина, настоящего мужчины, а образ подкаблучника, для которого мнение жены - закон. А то, что прощается мужчине на Западе, в том числе и нетрадиционная сексуальная ориентация (как у Александра Македонского в фильме Стоуна), то не прощается на Востоке. Как известно, для восточного мужчины самое страшное - это оказаться под пятой у женщины, быть пешкой в ее игре. А Чингисхан Сергея Бодрова при всех своих достоинствах выглядит марионеткой у своей первой жены Борте. Неспроста многие критики назвали картину Сергея Бодрова-старшего феминистской. Возможно, культивирование безграничных возможностей слабого пола - это новая мода в мировом кинематографе, которой невольно отдал дань и Сергей Бодров.
К тому же не надо сбрасывать со счетов вкусы фабрики грез, винтиком которой удалось стать Сергею Бодрову. Если бы он даже очень захотел снять героический блокбастер про Чингисхана, то Америка, ревностно относящаяся к успехам и амбициям стран Азии и Востока, не погладила бы по голове блудного русского сына Сергея Бодрова...
НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ "МОНГОЛ"
Фильм снимали в течение четырех лет, на территории Монголии, Китая, Казахстана. В отличие от казахского "Кочевника", вышедшего на экраны на английском, "Монгол" снят на монгольском языке. Кстати, бюджет "Монгола" уступает "Кочевнику" в два раза.
Сергей Бодров спокоен за американский прокат картины еще и потому, что в Америке даже каждый двоечник знает, кто такой Чингисхан. Правда, Новому свету открыл монгольского завоевателя не фильм Сергея Бодрова, а популярная компьютерная игра "Чингисхан".
Чингисхана сыграл известный японский актер Таданобу Асано, а его заклятого врага Тартутая - алтаец Амаду Мамадаков, звезда "9 роты" Федора Бондарчука. Амаду - единственный российский актер, занятый в проекте.
Фильм старались делать достоверным, с соблюдением традиций монгольского народа. В группе был специальный человек, который учил артистов, как держать нагайку, дубинку, как садиться на лошадь.
В самой Монголии фильм Сергея Бодрова вызвал негативную реакцию. Монголы считают, что в картине слишком жестоко показаны нравы того времени, что многие герои отличаются подлостью, коварством и чрезмерным властолюбием.
Трогательная история любви молодого Чингисхана и его первой жены Борте, с которой познакомился будущий завоеватель в возрасте 9 лет, слишком далека от исторической правды. На самом деле у Чингисхана были четыре законные жены и множество наложниц. Правда, к мнению Борте полководец прислушивался.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников