ЧТО ИМ СТОИТ МАШИНУ ПОСТРОИТЬ

НА "ФОРДЕ" - УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ
Игорь ТЕМЧЕНКО, автослесарь
"Форд" (Всеволожск)

НА "ФОРДЕ" - УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ
Игорь ТЕМЧЕНКО, автослесарь
"Форд" (Всеволожск)
Возраст 35 лет
Зарплата (в мес.) 22 000 руб.
Рабочая неделя 40 часов
(ночная смена)
Отпуск 21 день + 7 отгулов
Жилье 2-комн. квартира в старом фонде
Работать на автозаводе Игорь никогда не мечтал. После армии получил профессию строителя. Но когда во Всеволожске открыли совместное российско-американское производство по сборке автомобилей "Форд", поддался общему энтузиазму. Да и иную более-менее стабильную работу в этом райцентре Ленинградской области найти в то время было трудно.
Привлекла Игоря, по его признанию, и хорошая, как казалось на первый взгляд, организация труда. "В цеху чистота, все рабочие одеты в аккуратные спецовки, начальство со всеми вежливо", - вспоминает он.
Сейчас Темченко иначе оценивает ситуацию на заводе. Считает, что за работу на "Форде" и платить должны больше, и условия труда должны улучшить. Чтобы добиваться этого, вступил в местную профсоюзную организацию. Именно благодаря активности профсоюза зарплата на всеволжском "Форде" теперь одна из самых высоких в российском автопроме. С надбавками и премиями чистыми Темченко с коллегами получают до 25-27 тысяч рублей в месяц.
А вот с тем, что принято называть социальными условиями, пока напряженка. Детсад завод своим работникам не оплачивает, как и мобильную связь. Хотя производство здесь круглосуточное.
- Зато отпуск у вас теперь большой и коллективный! - радуюсь я за Темченко. - Где вы отдыхали нынче?
- Ездил с семьей на Азовское море, в поселок близ Керчи. Я сам родом оттуда. Решил показать 10-летнему сыну Владику малую родину. Вышла нам эта поездка, честно скажу, в копеечку. За 10 дней оставили в Крыму 30 тысяч рублей и 900 долларов.
Ездили они на собственной машине корейской марки "Дэу-Нексия". Это вторая машина Игоря. Первым был бэушный "Пежо" 1988 года выпуска. Хотел бы, признается, иметь "Форд фокус", в котором знает каждый винтик. Но, увы, пока не скопил. Да и очередь на эту машину немаленькая, а рабочие "Форда" льгот не имеют. Только скидку при покупке - 7%.
На этом же заводе работает и жена Игоря - в отделе качества. Получает примерно столько же, сколько и он. На семью - 45-50 тысяч рублей дохода в месяц. Но оба работают в ночную смену. Сынишка видит своих родителей лишь мельком: он уходит в школу - они отсыпаются после ночной, он возвращается из школы - они уходят на работу.
Владик уже заявил отцу, что "никогда не пойдет работать на его завод, где надо так "ломаться". Мальчик увлечен компьютером, мечтает о профессии инженера.
Несмотря на немалый по здешним меркам семейный бюджет, не удается семье Темченко и улучшить жилищные условия. На квартиру в новом доме еще копить и копить! Живут в старой малогабаритке, в которой "то потолок сыплется, то полы проваливаются".
"ЛАДУШКИ" ПО-ВАЗОВСКИ
Александр Афанасьев,
сборщик АвтоВАЗа
Возраст 46 лет
Зарплата (в мес.) 12 000 руб. минус налоги
Рабочая неделя 40 часов
Отпуск 35 дней
Жилье 3-комн. квартира 67 кв. м
Со слесарем-сборщиком главного конвейера АвтоВАЗа Александром Афанасьевым мы познакомились в августе.
После забастовки на предприятии Афанасьеву и другим ее участникам объявили по выговору, лишили месячных премий. Судьбу тринадцатой зарплаты обещали рассмотреть дополнительно. За август вместо привычных 12 тысяч рублей Афанасьеву начислили только девять с половиной. Минус 13% подоходный налог, минус кредит за "жигуленка" седьмой модели - остались гроши...
- Ничего, перебьемся, - подбадривал он рабочих своего цеха, которые считают его своим неформальным лидером. - Но бороться за свои права все равно надо.
Забастовщики добиваются повышения заработной платы до 25 тысяч рублей в месяц - это им обещали еще перед мартовскими выборами в губернскую Думу. Тольятти - город дорогой, на 10 - 12 тысяч дохода тут можно разве что сводить концы с концами. Раньше невысокий заработок компенсировался бесплатным лечением, копеечной оплатой детсадов. Теперь за все надо платить по полной. Коммунальные услуги - 2800 рэ в месяц. Мясо на рынке - две сотни за кило. А Александр с женой еще и помогали сыну платить за учебу в техникуме. Хорошо, что отпрыск в этом году получил диплом. Кстати, жена и младший Афанасьев тоже вазовцы. Да и еще один сын вместе со своей супругой работают на автогиганте. В общем, династия, которая так ценилась во времена СССР.
РАБОЧАЯ КОСТОЧКА МЕРСЬЕ
Жан-Пьер Мерсье - рабочая косточка. Его отец Рене - 40 лет техником на электростанциях. Мать Полетт - также всю жизнь на производстве. Сам он родом из местечка Орсе, что к югу от Парижа. После "бака" - аттестата зрелости - стал самостоятельно зарабатывать на жизнь. 11 лет назад он пришел на завод "Ситроен" в Ольне.
Работает на конвейере оператором грузоподъемника - подвозит к конвейеру детали автомобилей. Вот уже несколько лет здесь производят малолитражки - С2 и С3. Четыре тысячи рабочих и техников выдают ежедневно 1,5 тысячи машин.
Жан-Пьеру - 39 лет. Женат. Зарплата - 1400 евро в месяц чистыми. Было бы специальное образование, получал в полтора раза больше - 1800 - 2000 евро. Впрочем, ему прибавляют понемногу за выслугу лет. Но потолок для сотрудника без квалификации - 1500-1550 евро.
Рабочая неделя - 35 часов. Неделю вкалывает утром, неделю вечером. Когда идет новая модель, то приходится выходить на работу и по субботам.
Его супруга Женевьева - учительница истории. Трудится неполный день и получает 1500 евро. На двоих выходит 2900. "Жить можно, но если бы были дети, пришлось бы затянуть пояс", - размышляет Жан-Пьер.
Живет семья Мерсье на востоке Парижа. Двухкомнатную квартиру в 55 кв. м купили в рассрочку, взяв 6 лет назад кредит в банке. С женой внесли 15 тысяч евро, а остальное - полная цена квартиры 140 000 - должны выплатить за 20 лет. Ежемесячные отчисления в банк составляют 650 евро.
Интересно, но рабочие французского автопрома по сравнению с коллегами из других отраслей имеют кое-какие преимущества. Льгот они добились благодаря профсоюзам. "К примеру, если ты заболел,- рассказывает Жан-Пьер, - то во Франции первые три дня обычно не оплачиваются, а у нас администрация обязана это делать - так записано в коллективном договоре. Более того, у нас есть 13-я зарплата, премии за нестандартный рабочий день. Например, я выхожу сейчас на работу в 6.46 утра - пусть доплачивают". Часть расходов на обед в заводской столовой также покрывает "Ситроен". Правда, яслей для детей сотрудников завода нет.
Кроме того, наш герой - профсоюзный делегат. "По закону администрация должна выслушать наше мнение, но это не значит, что она им руководствуется", - говорит мне рабочий. - Поэтому иногда остается лишь один выход - забастовка".
Что любит, чем увлекается? Кино, спортом, плаванием, бегом. Любит вкусно поесть. Предпочитает китайскую и испанскую кухни. Не дурак по части выпить: "Вино люблю трех цветов - красное, белое и розовое. Но не шампанское".
Где отдыхал последний раз? Во французской провинции Бретань и в Севеннах: сначала гостил у друзей, затем с женой сняли домик в 600 км от Парижа. Отпуск - 4 недели в августе и неделя на Рождество. Завод на это время закрывается, так что гулять его персоналу позволено только в этот период.
Сколько будет получать на пенсии? Около тысячи евро - 75% нынешней зар-платы.
Жан-Пьер Мерсье, рабочий "Ситроен"
Возраст 39 лет
Зарплата (в мес.) 1400 евро на руки
Рабочая неделя 35 часов
Отпуск 35 дней
Жилье 55 кв. м в Париже