В этот раз произошло так же.

Очаровательная казахская трагикомедия Жанны Исабаевой «Дорогие мои дети» рассказывала о пожилой женщине, которая собирает деньги на свадьбу младшего сына-оболтуса по имени Елдос и навещает для этого четверых старших, которые денег давать не хотят. Фильм завершил фестиваль на позитивной ноте: надо было слышать, как хохотал председатель жюри Павел Каплевич. А перед этим фильмом была показана киргизская картина Актана Арыма Кубата «Свет-аке», нестандартно подающая стандартный сюжет о морально устойчивом сельском электрике — ее финал оказался не столь светел, как у предыдущего фильма, но также позитива не лишен. Показ киргизской и казахской картин немного изменил уже сложившийся на тот момент расклад — «Дорогие мои дети» удостоились специального диплома жюри и приза кинопрессы, Актан Арым Кубат получил приз гильдии кинокритиков и награду за лучшую мужскую роль. Лучшей актрисой стала Хелена Мерзин, сыгравшая в стильном эстонско-норвежском фильме «Снежная королева» больную раком красавицу, никогда не снимающую зимней шапки.

Жизнерадостности «Киношока» обычно способствует не только его домашняя атмосфера, но и закономерная эклектичность кинопрограммы: сказывается не только разница в уровне режиссерских талантов, но и ситуация, складывающаяся с кино в странах СНГ — остается только жалеть о том, что фильмы «Киношока», скорее всего, в российском прокате не появятся, пока не будет выстроен обещанный Никитой Михалковым центр отечественного кино. А ведь те же «Дорогие мои дети» могли бы принести российским зрителям много-много радости: и тем, кто «подсажен» на несложный юмор, и тем, кто ценит иронию и абсурд.

Но центра на данный момент нет, и лозунг «Пусть расцветают сто цветов» по-прежнему соответствует лишь «Киношоку». Подчеркнуто безысходная картина Сергея Лозницы «Счастье мое», задевшая Канны ужасами российской глубинки, а в Анапе получившая награду за лучший сценарий, соседствует с диковатой белорусской историей Андрея Кудиненко «Масакра» о страшном графе. Совершенный, холодный и острый «Евразиец» литовца Шарунаса Бартаса, повествующий о жизни экс-гангстера, чья жизнь утекает в никуда, и абсолютно заслуженно получивший Гран-при фестиваля «Золотая лоза» — с поэтичными, но во многом любительскими «Куклами» азербайджанца Чингиза Расулзаде. А слегка обласканные Венецией «Овсянки» Алексея Федорченко, приза за режиссуру там не добившиеся, но получившие его в Анапе — с несколько выморочным «Элизиумом» Андрея Эшпая. Сценарий этого фильма мог бы написать Чехов, но только обиженный, голодный и невыспавшийся — оттого награда из всей обширной команды «Элизиума» досталась Сергею Юриздицкому, за лучшую операторскую работу.

Среди прочих кинонаград, полученных на «Киношоке», была и еще одна, врученная за отчасти кощунственный намек на преходящесть и славы, и кино как такового. Получивший главный приз конкурса «Границы шока» короткометражный фильм эстонца Манфреда Вайнокиви «Веселые старые пердуны» рассказывает о немолодых кинематографистах в творческой отставке. Их воспоминания, то печальные, то бодрые — «А обо мне в киноэнциклопедии целых пять строчек!» — служат и предостережением, и руководством к действию для всех участников «Киношока» и прочих фестивалей. Особенно тот момент, где один из героев говорит, что фильмы фильмами, но хорошим человеком быть гораздо привлекательнее.