Някрошюс ушел… Някрошюс остался!

Сцена из спектакля «Сукины дети». Фото предоставлено устроителями гастролей
16:16 20 Сентября 2019г.
Опубликовано 16:16 20 Сентября 2019г.

В Москве впервые покажут последний спектакль великого режиссера «Сукины дети»


15 и 16 октября в театре имени Маяковского состоится московская премьера спектакля Эймунтаса Някрошюса «Сукины дети». Гастроли Клайпедского драматического театра, посвященные памяти великого мастера, организованы театральным агентством «Арт-Партнёр XXI» и продюсером Леонидом Роберманом.

«Сукины дети» – последний спектакль режиссера Эймунтаса Някрошюса, скончавшегося в прошлом году. Он поставлен по одноименному роману литовского прозаика и сценариста (и бывшего министра культуры страны) Саулюса Шальтяниса.

Это спектакль о Литве и ее становлении, где исторические пласты наслаиваются на мифологические, а актеры говорят о смерти, продолжая жить и не останавливаясь в движении ни на секунду. Кажется, что режиссер соединил здесь множество прошлых работ (в его творческой биографии есть и «Книга Иова» по библейским текстам, и «Божественная комедия» Данте, и мировая драматургия от трагедий Шекспира до комедий Чехова). Някрошюс как большой художник через национальную идентичность умеет говорить о вечных вещах и понятиях – любви и предательстве, вере и пороках, жизни и смерти.

Над «Сукиными детьми» вместе с Эймунтасом Някрошюсом работали его сын, сценограф Марюс Някрошюс, и жена режиссера, художница по костюмам Надежда Гультяева, которые сумели создать пространство без времени.

Спектакль был отмечен театральными критиками как самая выдающаяся премьера Литвы 2018 года.

Но и спустя год зрители не хотят прощаться с постановщиком. Сцены из его спектаклей навсегда остались в памяти благодарной публики. Поэтому на «Сукиных детей» стоит идти как минимум для того, чтобы еще раз насладиться россыпью мизансцен-жемчужин, воспринять последние и главные мысли Эймунтаса Някрошюса.

Это знаковая фигура в истории мирового театра. А для России Някрошюс оказался не только безусловно великим, но и вполне своим: у нашей страны и Литвы – множество исторических и духовных точек соприкосновения. Его «Гамлет», без преувеличения, стал манифестом целого поколения людей, взрослевших в 1990-е. Театралы регулярно ездили в его маленький вильнюсский театр Meno Fortas на премьеры, посещали его спектакли во время московских гастролей.

Он ставил спектакли по всему миру, в том числе в России – в одном только Большом театре поставил «Макбета» Верди и «Детей Розенталя» Леонида Десятникова. А сколько работ осуществлено в Театре наций, в театрах Коммунале и Маджо Музикале во Флоренции, в миланском Ла Скала, в Литовском национальном театре оперы и балета, в Национальном драматическом театре Литвы... Главную роль в спектаклях Эймунтаса Някрошюса играют точная сценография, музыкальное и световое оформление, пластическое решение. Это действа-притчи, в которых проявляется мастерство великого режиссера во владении сценическим пространством, ритмами, объемом, звуком… До какой степени он отточил свою умелость – можно будет судить совсем скоро.

Общественная палата предложила заменить смертную казнь «пожизненной изоляцией преступников от мира». Как вы относитесь к такой идее?