ПУТИН - ПОСЛЕДНИЙ ШАНС РОССИИ?

В последнее время не только у нас в России, но и в мире в ходу оказался вопрос: "Кто вы, Владимир Путин?" Вопрос этот задавали до выборов, задают многие еще и сейчас (хотя теперь есть простейший ответ на это: Путин-действующий президент). В общем, понятно это стремление лучше понять политическую позицию и нравственное кредо бывшего (совсем недавно) скромного "силовика", неожиданно в 47 лет ставшего политическим лидером великой, хотя и изрядно обнищавшей, державы.На наш взгляд, сегодня, после десятков, сотен выступлений Путина в Москве и на Окинаве, в Белоруссии и Северной Корее, на Дальнем Востоке и в Англии, в Китае и ФРГ, в Индии и Казахстане вопрос этот, по существу, перестал быть абстрактным для тех, кто действительно вникал в высказывания Путина. Но актуальным был и остается другой, связанный с ним вопрос, который является основной, но скрытой от глаз частью российского "айсберга", на верху которого мы видим нового кормчего: кем станет В. Путин для России и всего мирового сообщества, какими будут последствия его восхождения на вершину власти? Именно об этом прежде всего наш разговор.

Многие говорят о том, что на плечи В. Путина объективно легла ответственнейшая миссия - отвести Россию от роковой черты, за которой начинается необратимый процесс ее превращения во второразрядную страну по всем основным показателям экономического и социального развития. За 8-10 лет (быстрее не получится) необходимо заложить базу устойчивого, динамичного развития, обеспечивающего сокращение уже угрожающего нашего отставания от ведущих государств мира. При этом решающими являются первые 3-4 года, то есть первый срок президентства. Если они будут потеряны, страна окончательно деградирует не только политически, экономически, социально, но и - что хуже всего - морально. Россия утратит волю к историческому прорыву.
Первый вопрос, который встает в этой связи: сознает ли В. Путин эту свою миссию? Готов ли он к ней? Имеется ли у него более или менее четкая идеология преодоления поразившего Россию кризиса? Если имеется, то в чем ее суть? Есть ли у него реальные возможности сформировать свою команду, какой она будет - не только персонально, но и в идеологическом плане?
Вопросы не простые, и все же на основании первых практических акций Путина-президента возможна попытка (само собой - не бесспорная) дать характеристику основных целей и направлений его внутренней и внешней политики.
В последние 10 лет были сделаны некоторые шаги по направлению к демократии, свободе слова и личности, произошел ряд других значительных перемен. Вместе с тем, однако, Россия оказалась отброшенной назад в экономическом и социальном плане, более чем в два раза сократился ее внутренний валовой продукт. Отсутствовала внятная внешняя политика. Большинство оценивают эпоху Ельцина негативно, несмотря на то, что 10 лет назад он триумфально победил коммунистов на первых демократических выборах.
И вот на смену неоправдавшимся ожиданиям к концу 90-х годов обозначилось неприятие большинством российского общества радикальных перемен, какого бы знака и цвета они ни были. Люди просто устали. Именно это открывало ускоренно, без лавров и почестей сходящему со сцены первому президенту России, его ближайшему окружению возможность провести на пост главы государства фигуру, которая, с одной стороны, не была бы замешана в скандалах и информационных войнах второй половины 90-х годов, а с другой - гарантировала бы интересы Ельцина и его окружения. Выбор, как это не казалось странным для многих, пал в конечном счете на В.Путина.
Само появление В. Путина на российской политической сцене, его стремительное выдвижение к вершине власти, обретенные им безусловный авторитет и признание в массах людей стали главной неожиданностью политической жизни страны начиная со второй половины 1999 года. Неожиданностью тем большей, что на арену политики он вышел как "преемник" человека, которому, судя по опросам, большинство граждан отказывало в доверии задолго до того, как он официально ушел в отставку.
Это было тем более неожиданным для многих, что у всех на памяти судьба таких провозглашенных ельцинских "преемников", как А. Лебедь, Б. Немцов, В. Черномырдин, С. Степашин.
Наше объяснение необычности карьеры, которую проделал В. Путин с момента переезда из Санкт-Петербурга в Москву, не является особенно оригинальным для знающих политику людей. На наш взгляд, отнюдь не правы те, кто считал и считает, что В. Путина "придумали" специалисты по политическим технологиям, хотя их вклад не следует преуменьшать. Его успех - это в первую очередь продукт его личных и профессиональных качеств, тех решений, которые он принимал самостоятельно, беря на себя полную ответственность и не встречая противодействия дряхлеющего, но все еще первого лица государства - Ельцина. Безусловно, в определенном смысле ему помогла вторая чеченская война, которую на сей раз начали Басаев и Хаттаб в Дагестане. Помог и бросающийся в глаза контраст со стремительно ветшающим Ельциным. В противоположность ему Путин начал работать не только "с документами", но и с насущными, острыми проблемами (и с "военными", и с сугубо мирными - вроде позорных задержек пенсий и зарплат), показав себя человеком дела. Наконец, ему помогла благоприятная экономическая ситуация, прежде всего высокие цены на нефть на мировом рынке.
И все же некоторая "загадка Путина" остается. Как известно, все аналогии хромают. Кому-то это покажется эксцентричным, но нам трудно удержаться от параллелей между В. Путиным и М. Шолоховым. Кое-кто до сих пор отказывает последнему в авторстве "Тихого Дона", ссылаясь не на формальные моменты (отсутствие подлинников рукописи), а на то, что он не мог обладать в те годы, когда писался роман, необходимым запасом жизненной мудрости и литературным мастерством. Безусловно, есть основания удивляться быстрому политическому росту, который совершил В. Путин с момента вступления во "взрослую политическую жизнь" в Москве в середине 90-х годов. Он был вовремя замечен и востребован и как бы "за ручку" за 5-6 лет "проведен" по очень важным лесенкам власти. Это скорее закономерность, чем случайность периода крутых, революционных ломок, когда становятся реальностью политические восхождения, невозможные в обычные времена.
Важный и собственно путинский этап действий - от августа 1999-го до мая 2000-го. Именно тогда состоялось то, что социологи назвали "феноменом Путина", а именно - невиданный, беспрецедентно быстрый рост его рейтинга, популярности и влияния. Напомним, утверждение Путина в качестве премьер-министра не вызвало особого интереса и серьезных комментариев ни в России, ни за ее пределами. Но вот динамика рейтинга нового главы правительства: 2% в августе, 15% в сентябре, 25% в октябре, 40% в конце ноября. В декабре, накануне выборов в Государственную Думу, рейтинг приблизился к 50%. На президентских выборах Путин получил почти 53% голосов.
Уже очевидно, что этот успех - результат не только твердости, проявленной Путиным в Чечне, не только успешного решения им ряда социальных проблем, но и того, что он чутко уловил настроения и ожидания основной массы населения. В этот период, вплоть до президентских выборов, Путин формирует и публично излагает идеологию, стержень которой составляют сильная власть, порядок, безопасность, социально ориентированная и динамично развивающаяся экономика, последовательное отстаивание национальных интересов на международной арене.
Что сделал он реально после официального вступления в должность главы Российского государства? Сегодня можно четко говорить о следующих определенных тенденциях:
- укрепление российской государственности, которое далеко не в последнюю очередь понимается им как укрепление института президентства. В стране на основе Конституции, написанной якобы "под Ельцина", выстраивается новая конфигурация власти, ориентированной на установление некой разновидности авторитарно-демократического режима, наподобие, скажем, "российского голлизма";
- проведение либеральных реформ в экономике, включая сокращение государственных расходов и структурную перестройку народного хозяйства, нацеленную на преодоление нынешнего сырьевого уклона;
- либеральное реформирование социальной сферы, направленное на ликвидацию государственного патернализма, перекладывание со временем, но достаточно быстро, главной тяжести социальных расходов на само население;
- активное отстаивание национальных интересов России на международной арене. Попытка, не осложняя по мере возможностей отношений с ведущими государствами мира, вернуть России хотя бы отчасти положение великой державы посредством развития связей с Китаем, странами Средней Азии, государствами-изгоями - типа Северной Кореи, Ирана, Кубы.
Из этих тенденций объективно вытекает определенная конфронтация с губернаторами, олигархами, некоторая напряженность в отношениях с частью прессы, отношение В.Путина к проблеме прав и свобод личности, его нынешняя политика в Чечне...
В складывающемся режиме власти многое зависит от собственной "команды Путина". Это один из неясных моментов. Похоже, говорить о какой-то сложившейся собственно путинской команде пока не приходится, в Кремле представлены весьма разнонаправленные по своим устремлениям группы. Скорее всего, окончательное становление "путинской" команды произойдет к весне 2001 года, когда развернется практическая работа по реализации новой правительственной стратегии.
Словом, В.Путина не было бы, если бы к моменту его появления на политической арене России в стране не развивался "путинизм". Мы не согласны с теми, кто считает, будто В.Путин - всего лишь талантливый прагматик. Медленно, трудно, но он формирует свою философию, свою идеологию. Вопреки своим публичным декларациям, В.Путин на практике действует отнюдь не как либерал. Скорее, он, чем дальше, тем больше, предстает как государственник, патриот, державник. Особенно ярко державные устремления В.Путина проявляются во внешней политике. Отсюда - "любовь" к нему таких ярых антиельцинистов, как, скажем, Проханов или Чикин (которая, думаем, продлится недолго), а также попытки некоего противостояния в конкретных ситуациях со стороны людей типа Немцова.
Права и свободы личности для него, очевидно, не являются высшей, абсолютной ценностью, а тем паче - "самоценностью". Они не противоречат его менталитету, но лишь в той степени, в какой не противоречат государственному интересу - такому, каким он его понимает. Либерализм Путина ограничивается экономикой и социальной сферой - на данном этапе. Если реформы не дадут того, чего от них ожидают, Путин, думается, не колеблясь повернет штурвал в сторону усиления государственного регулирования...
Такова сегодня наша попытка ответа на вопрос: "Кто вы, Владимир Путин?"...