СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

Как мы уже сообщали, в Москве прошла научно-практическая конференция на тему "Экологические аспекты энергетической стратегии как фактор устойчивого развития России", организованная Неправительственным экологическим фондом им. В. И. Вернадского.

"ЕСЛИ МЫ СЕГОДНЯ НЕ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ ЭКОЛОГИЕЙ, ТО ЗАВТРА ОКАЖЕМСЯ НА СВАЛКЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ"
Эта фраза, прозвучавшая в кулуарах форума, вполне могла бы стать девизом конференции. Ведь в центре внимания ученых, специалистов, политиков, руководителей регионов были проблемы развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) при условии сохранения окружающей среды. Впервые за последние годы четко определилась социальная направленность новой энергетической политики страны. Тон задал докладчик - председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев. Он подчеркнул, что ТЭК является важнейшим фактором жизнеобеспечения общества. Поэтому включение России в общемировой процесс устойчивого развития невозможно без устойчивого развития базовых отраслей энергетики. Здесь предстоит решить немало проблем. Важнейшая из них - корректировка энергетического баланса страны. Как известно, российский энергобаланс сильно перекошен в сторону газопотребления: удельный вес "голубого топлива" составляет у нас 52 процента, тогда как в мире этот показатель равен 26. А ведь ориентация на моноэнергоносители приводит к утрате энергетической безопасности государства.
Необходима смена приоритетов в использовании энергоресурсов. Но какими видами топлива замещать газ? В какую копеечку это выльется? Какой урон будет нанесен экологии и как его избежать? Эти вопросы стали предметом острых дискуссий.
Участники конференции признавали, что использовать газ только как топливо - неразумно. Его коэффициент полезного действия в этом случае в десять раз ниже, чем при использовании в химической промышленности, металлургии или производстве строительных материалов.
В развитых странах мира основным топливом в электроэнергетике является уголь (в Германии и США - более 50 процентов электростанций работает на угле, в России - всего 21 процент). Выработка одного киловатт-часа электроэнергии на угле обходится дешевле, чем на других видах топлива. Почему же тогда в России, где запасы угля значительно превышают запасы всех других органических энергоресурсов, этот вид топлива не в чести? Объяснения надо искать прежде всего в ошибочной энергетической политике и низкой эффективности угольной отрасли. Техническое и технологическое перевооружение, позволяющее вести глубокую переработку угля, экологизация производственных процессов, а также балансировка транспортных расходов (они не должны превышать 30 процентов от себестоимости угля, однако в России этот показатель "зашкаливает" за 50) помогут успешно изменить негативную ситуацию. К 2010 году предполагается поднять долю угля в топливном балансе страны с 21 до более чем 30 процентов, высвободив тем самым газ для других целей. В том числе для газоснабжения населения и коммунально-бытового сектора экономики.
"НАША СТРАНА ОТАПЛИВАЕТСЯ, КАК БАНЯ, ПО-ЧЕРНОМУ. НАЛОГИ БЕРЕМ ЗА ДЫМ, А НЕ ЗА ЭНЕРГИЮ"
Эти слова Рема Вяхирева комментировались и развивались в выступлениях многих участников конференции. Проблема энергосбережения и эффективного использования ресурсов - "любимая мозоль" российских энергетиков. В России на сегодняшний день основной вопрос состоит не в том, как добыть энергоресурсы, а в том, как разумно их израсходовать. Нынешняя энергетическая политика и неоправданно низкие тарифы, установленные на газ и электричество, не могут стимулировать процесс развития энергосберегающих технологий.
Цепочка тянется еще дальше. Дешевое топливо не подталкивает товаропроизводителей к переоснащению предприятий, к использованию высоких технологий и новейшего оборудования. Вот и получается, что даже при низких затратах на энергию российская продукция зачастую остается неконкурентоспособной на мировом рынке.
А это бумерангом возвращается в ТЭК: являясь основным поставщиком средств в государственный бюджет, выплачивая огромные налоги "за дым" спаленных потребителями ресурсов, топливно-энергетический комплекс остается пока отсталым по своему техническому и технологическому уровню.
- Россия зависима от иностранных рынков оборудования,- сказал Р. Вяхирев,- так как отечественное не отвечает нашим требованиям. Нам нужна импортозамещающая продукция. И государство должно помочь решить эту проблему...
Продолжая тему эффективного использования энергоресурсов, заместитель министра природных ресурсов Валентин Шелепов заметил, что для нормального функционирования ТЭК до 2020 года разведанных запасов топлива вполне достаточно. Но это никого не должно успокаивать. Потому что природные топливно-энергетические ресурсы конечны, не возобновляемы. И заслуживают более бережливого отношения, чем то, что к ним сложилось сейчас. В энергетике надо активнее использовать возобновляемые ресурсы, к которым относится прежде всего ядерное топливо.
После известных аварий к атомной энергетике скептически относятся не только обыватели, но и некоторые ученые, экологи, эксперты. Скепсис понятен, ибо та атомная энергетика, которую мы имеем, та идеология, которая проповедуется в мире, пока не отвечают высоким требованиям времени. А между тем российские атомщики уже наработали определенный потенциал для надежного и полноценного обеспечения страны этим видом энергии.
"ТОПЛИВА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО, ЕГО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТАТОЧНО"
С этого начал свое выступление министр по атомной энергии Евгений Адамов. А у нас - бесконечный парадокс: топлива много, но недостаточно. И не будет его хватать до тех пор, пока не научимся уважать самих себя и с умом использовать собственные возможности...
Странная сложилась сегодня ситуация: газовики горюют оттого, что в топках приходится сжигать огромное количество газа, а атомщиков беспокоит невостребованность их потенциала.
- Мы себя чувствуем карликом в энергобалансе страны,- сказал Е. Адамов. - Однако этот "карлик" производит 15 процентов электроэнергии, а в прошлом году на 90 процентов обеспечил ее прирост. Надо учитывать и то, что ядерный ресурс относится к разряду неисчерпаемых. Но электроэнергетики недоиспользуют мощности АЭС. А между тем за последние десять лет именно это привело к "пережогу" 50 миллиардов кубометров газа...
Новая политика атомщиков опирается на использование ядерных реакторов на быстрых нейтронах при замкнутом цикле. Пожалуй, неспециалисту трудно понять, что это такое. Главное состоит в том, что замкнутый цикл обеспечивает надежность и экологическую безопасность энергоснабжения. Здесь практически исключены аварии, отпадает проблема радиоактивных отходов, поскольку при этом цикле не меняется радиоактивность природной среды. "У нас разработаны новые ядерные технологии,- добавил Евгений Олегович,- мы, несмотря на недостаточную востребованность, не сидели эти годы сложа руки. Поэтому уже сейчас готовы частично заместить нарастающий дефицит газа". Это очень значимое замечание, поскольку поможет решить задачу увеличения валютных поступлений в государственную казну за счет экспорта энергоресурсов.
"ЭКСПОРТ РЕСУРСОВ БУДЕТ ВОЗРАСТАТЬ"
Известно, что основные валютные поступления в страну идут за счет продажи природных энергоресурсов.
К 2015 году экспорт газа существенно возрастет. Уже сейчас Европа предлагает России вдвое увеличить объемы поставок природного газа. Это может стать возможным при освоении новых газодобывающих районов. А вот до каких пор мы будем активно торговать своими богатствами - вопрос не к энергетикам, а к товаропроизводителям. Потому что только после того, как отечественная товарная продукция будет востребована на внешнем рынке и начнет обеспечивать валютные поступления в казну, экспорт углеводородов, безусловно, будет сокращен. В этом заинтересованы все. Ведь богатство недр - главное наше достояние.