11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЦЕНУ БОЛЬШОГО ЗАВАЛИЛИ ЦВЕТАМИ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 20 Октября 2000г.

"Иногда очень полезно оглядываться назад и смотреть на то, что мы могли, умели делать раньше".

"Иногда очень полезно оглядываться назад и смотреть на то, что мы могли, умели делать раньше". Эту мысль режиссера Бориса Покровского, высказанную в одном из недавних интервью, я бы дополнил: "повторение пройденного" оказалось полезным не только для постановщика и его коллег, но и для многих сотен зрителей, пришедших позавчера в Большой театр на премьеру возобновленного "Евгения Онегина" в версии 1944 года. Доказательство - аплодисменты, вспыхивавшие почти в каждой картине даже еще до начала музыки. Уже вид замечательных декораций Петра Вильямса восхищал публику, истосковавшуюся по классическому "большому стилю", бывшему некогда визитной карточкой "главного театра страны".
Однако предстояло восстановить и уровень музыкального исполнения, а это сделать заметно сложнее: может ли сегодняшний Большой сравниться с театром, в котором дирижировали Голованов и Мелик-Пашаев, пели Лемешев, Козловский, Лисициан, Мазурок, Кибкало, Вишневская, Милашкина, Касрашвили?..
Попав на генеральную репетицию, я, признаться, сильно усомнился в этом. Оркестр временами звучал почти любительски. К счастью, на премьере многое выправилось: видимо, дирижер Марк Эрмлер учел опыт "прогонов", хотя его темпы по-прежнему флегматичны и далековаты от страстной эмоциональности Чайковского. Привычно "кайфуя" от богатой красочности хора (хормейстер Станислав Лыков), я в то же время огорчился за танцевальную часть: мне кажется, нынешний постановщик Юрий Папко изрядно подпортил роскошную в старом "Онегине" сцену петербургского бала - линии движения стали менее интересными, создается впечатление пустоты пространства этой шикарной беломраморной залы, будто балетмейстеру некем заполнить ее.
Претензии, если очень этого хочешь, можно предъявить к кому угодно, в том числе и к солистам нынешнего спектакля: у Владимира Редькина (Онегин) не все благополучно в "пиано", голос Марии Гавриловой (Татьяна) иногда "тонет" в оркестровой звучности... Но, по-моему, все это частности. Главное - возник, кажется, единый ансамбль исполнителей, в который на равных с опытными мастерами влились совсем молодые - дебютантка труппы Елена Новак (Ольга) и спевший свою первую в жизни оперную премьеру (если, конечно, не считать ролей в Музыкальном театре юного актера) стажер ГАБТа Николай Басков (Ленский).
Вокруг участия Николая в спектакле кипело особенно много страстей. Понятно: не всем по душе стремительное восхождение 23-летнего юноши по ступеням артистической карьеры. Идя по коридорам театра, я слышал то от одного, то от другого знакомого одинаково эмоциональные пожелания либо "воспеть", либо "разгромить" в рецензии юного нарушителя внутритеатрального спокойствия. Знаю, что были пристрастные слушатели, вожделенно ловившие каждую хотя бы на волосок заниженную ноту или чуть уторопленную фразу. Но лично мне гораздо дороже то, что молодой артист уверенно провел партию большого эмоционального накала, рассчитал силы, создал образ. Говорю об этом с особым удовольствием - ведь именно на нашем, трудовском конкурсе "Романсиада" три года назад Коля ярко заявил о себе. Не все в его карьере складывалось так, как хотелось бы нам. Например, дебютировав на сцене Большого в роли Ленского полтора года назад, Николай после единственного спетого спектакля оказался вне репертуара: ту постановку изъяли из афиши. Певец тем временем увлекся эстрадой, его вхождение в следующую роль - Альфреда из "Травиаты" затянулось, а тут и эту оперу отставили от сцены... Сейчас, мне кажется, в его судьбе наступает решающий период. У него есть шанс сделать рывок в опере - но для этого надо на ней сосредоточиться: оперная сцена покоряется только людям, самозабвенно ей преданным, подобно тому, как были ей преданы Паваротти, Доминго и Каррерас на протяжении своей артистической жизни. Это эстрада может быть эпизодом в карьере оперного певца, опера же в карьере эстрадного артиста - увы, нет, таких примеров история, по-моему, не знает. И мудро поступит руководство Большого, если постарается максимально вовлечь Николая в репертуар: выступая с мастерами уровня Редькина, Гавриловой, великолепного баса Айка Мартиросяна (Гремин) и других, он успешно продолжит формирование своей артистической индивидуальности, получив от коллег по сцене, думаю, не меньше, чем от иных своих педагогов...
Но и Большой, подозреваю, не останется внакладе. Разве ажиотаж перед премьерой, когда уже у поездов метро спрашивают лишние билетики "на Баскова"; разве 15-минутная овация и море цветов, разве толпа поклонниц-"басковитянок" у служебного выхода (как когда-то дежурили там "лемешистки" и "козловитянки") - это плохо? Какой же театр откажется от этого?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников