06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОПЯТЬ ЛАПША НА УШИ,

Евдокимова Жанна
Опубликовано 01:01 20 Октября 2000г.
Пока подорожание бензина не сказалось на динамике розничных цен. Вот своеобразное доказательство: в течение полугодия цена бензина практически не менялась, а все товары подорожали на 11 процентов. Зато в третьем квартале, напротив, товары выросли в цене всего на 2 процента (с учетом фактора сезонности), а бензин - на 12 процентов. Следовательно, рост цен на бензин до сих пор не вызывал заметного подорожания товаров.

Цены на бензин держат нас в напряжении с завидным постоянством. В прошлом году он начал дорожать с мая, в нынешнем году чуть позже - с июля. Правда, в прошлом году рост цен был покруче нынешнего: за девять месяцев бензин вырос в цене в 2,1 раза. Тогдашняя причина скачка была связана прежде всего с принятием закона о повышении налогов на АЗС. Обсуждение этого закона началось с апреля. Тогда и возникли, как теперь принято говорить, инфляционные ожидания, а попросту - спекулятивные операции владельцев бензоколонок.
Расчет простой: раз говорят о грядущем неминуемом подорожании бензина, значит, население бросится закупать его впрок. Тут-то и можно вздернуть цену. Так что разговоры о грядущем повышении цен, как правило, лишь ускоряют процесс и усугубляют негативные последствия.
Была в прошлом году и еще одна причина: недостаточность ресурсов. Лишь к концу 1999 года объемы производства автомобильного бензина достигли уровня 1998 года. Этому способствовали меры по сокращению экспорта. Если в мае, по официальным данным, было вывезено примерно 260 тыс. тонн автомобильного бензина, то в августе - лишь 65 тыс. тонн. Кстати, тогда же начался рост средних цен экспортируемого бензина. С мая по август они выросли как минимум на 60 процентов: со 107 долларов за тонну до 172 долларов. В результате в конце прошлого года вновь начал расти экспорт нефтепродуктов, особенно автомобильного бензина. Именно тогда, в середине прошлого года, и зародились сегодняшние завихрения с бензином.
Нынешний скачок цен на этот продукт в основе имеет одну главную причину - крайне большую разницу цен на нефть на внешнем и внутреннем рынках, которая уже составляет более 100 долл. за тонну. В этих условиях производители, вполне естественно, стараются увеличить экспорт.
Ну и, кроме того, бензин стоит дороже нефти на 37 процентов. Поэтому сравните: нефти в натуральном выражении вывезено всего лишь на 4,3 процента больше, чем за тот же период прошлого года, а бензина - почти вдвое. А в денежном, точнее, долларовом выражении картина еще более впечатляющая: экспорт нефти вырос в 2,2 раза, а бензина - в 4 раза.
Но вряд ли стоит переоценивать влияние роста цен бензина на динамику цен потребительских товаров. В общем грузообороте транспорта на долю автомобильного сейчас приходится всего лишь немногим более 4 процентов. В дальнейшем бензиновый фактор если и скажется, то главным образом на перевозках в пределах города либо района и области.
А пока и этого не происходит. Например, в московской торговле, в частности, существует следующая практика: если магазин заказывает на кондитерском предприятии, скажем, машину конфет, то за доставку платит этому предприятию 2,5% от суммы, указанной в накладной. Так вот, пока в этой практике ничего не изменилось.
Так что если вы увидите, что товар вдруг подорожал, ну, скажем, на 2-3% и продавец объяснит: дескать, бензин стал дороже, - не верьте. Причина все в тех же инфляционных ожиданиях. Проще говоря: если появился повод поднять цену, то им непременно воспользуются, и процент подорожания не будет зависеть от динамики цен на топливо.
Ну посудите сами: машина везет по городу примерно тонну-полторы тех же конфет. Литр бензина за месяц подорожал, ну, скажем, на 50 копеек. За рейс по городу это составит не более 20-30 рублей. На один килограмм конфет, даже самых дешевых, придется, самое большее, две с половиной копейки дополнительных "бензиновых расходов". И если средняя цена шоколадных конфет сейчас составляет порядка 70 руб. за кило, то несколько лишних копеек, конечно же, никакой роли не сыграют.
Похоже, пик подорожания бензина уже пройден. Эксперты считают, что в конечном счете цены на бензин окажутся в среднем на 13-15% выше, чем в первом полугодии. С таким предположением можно согласиться хотя бы потому, что производители топлива, как и прежде, полагают, что литр бензина в России должен стоить в среднем 30 центов. В прошлом году этот уровень не был достигнут, и литр бензина стоил в среднем около 25 центов. Теперь нефтяники постараются отыграться за прошлогодний недобор своей прибыли. В сентябре средняя цена литра бензина достигла семи с половиной рублей, а это по текущему курсу составляет лишь около 27 центов. Следовательно, чтобы достичь вожделенных 30 центов, они должны будут поднять среднюю цену бензина еще примерно на рубль. Если это произойдет, то, по нашей оценке, цены на потребительские товары могут вырасти в среднем примерно на два процента.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников