СБЕРБАНК ПОМОЖЕТ В УЧЕБЕ. КРЕДИТОМ

Недавно группа известных политиков, общественных деятелей и предпринимателей объединилась в Российский общественный совет развития образования (РОСРО), который ставит перед собой цель консолидировать усилия общества и государства в образовательной сфере. Чтобы получить относительно полную картину перемен на "образовательном фронте", надо помножить усилия РОСРО и государства на инициативу Сбербанка, который нынешним летом объявил о введении новой для России банковской услуги - образовательного кредита. Инициативу Сбербанка, председатель правления которого Андрей Казьмин также является членом РОСРО, можно рассматривать как важный элемент в контексте всей финансовой составляющей грядущей реформы образования.

Вероятно, среди нас нет ни одного, кто сегодня не понимал бы простой истины: после десятилетия погони за "синей птицей" рыночных реформ мы забыли, что материальное благополучие общества находится в прямой зависимости от степени его образованности. После всех трудностей и лишений мы еще многое можем благодаря тому образовательному потенциалу, который получен обществом в прежние годы. Задача укрепить этот потенциал стала очевидной. Не случайно в программе развития России, которую разработал Центр стратегических исследований Германа Грефа, вопрос о реформе образования стоит на первом месте.
Поняли мы наконец и то, что ничего по-настоящему бесплатного в этой жизни не бывает. И даже те бесплатные студенческие места, которые есть сегодня и которые предусмотрены реформой образования в будущем, в сущности, не являются бесплатными. За них не платит студент, но платит государство. Реформа предполагает, что степень успеха школьного выпускника на едином экзамене, который заменит и выпускные и вступительные, станет определять объем помощи, которую государство окажет будущему студенту. Если выпускник наберет высокий балл на едином экзамене, то получит Государственное именное финансовое обязательство (ГИФО) на такую сумму, какой хватит полностью оплатить учебу в вузе. Если балл будет ниже, то и сумма на оплату его учебы в вузе, предусмотренная в его ГИФО, тоже окажется ниже. А значит, будущему студенту или его родителям придется доплачивать. Вот тут-то как раз и пересекаются интересы абитуриентов и их родителей с интересами Сбербанка, который предлагает абитуриентам и студентам образовательные кредиты.
Аналитики Сбербанка пришли к выводу, что расширяющийся сегмент платных образовательных услуг (сегодня 30 процентов студентов вузов обучаются на коммерческой основе, а в будущем году, по прогнозам, эта цифра вырастет до 40 процентов) - огромное поле для предоставления кредитов, выгодных как банку, так и его заемщикам. Образовательный кредит Сбербанка будет предоставляться россиянам для обучения на дневном отделении средних специальных и высших учебных заведений. Его размер - не выше 70 процентов от полной стоимости обучения. А интерес банка - 21 процент годовых. Кредит выдается на срок до 10 лет при льготах на первые пять лет, то есть на период учебы, когда нужно будет платить только проценты по нему. По мнению руководства Сбербанка, условия кредита вполне приемлемы для граждан, если учесть, что в федеральном бюджете заложена годовая инфляция в 12 процентов. Иными словами, реальные банковские проценты, которые предстоит выплачивать заемщикам, будут в несколько раз ниже.
Образовательный кредит необходим и для получения второго высшего образования, которое стремятся получить все больше россиян. При этом в том возрасте, когда приходит мысль о втором образовании, люди более платежеспособны, чем юные выпускники школ.
Сбербанк в ближайшее время обещает обнародовать первые результаты того, как население пользуется его новой услугой. А министр образования Владимир Филиппов уже назвал инициативу Сбербанка прорывом в сфере внебюджетного финансирования образования.
Понятно, что еще многое предстоит уточнить - и детали самой реформы образования, и нюансы механизма предоставления образовательного кредита. Но хорошо, что проблема образования стала предметом общенациональной дискуссии. Как следствие, мы видим, что постепенно формируется цивилизованный рынок образовательных услуг, который, можно надеяться, будет регулироваться законом, реальным соотношением спроса и предложения.