ЕСЛИ ВВЕСТИ ЦЕНЗУРУ, У НАС БУДЕТ ДРУГАЯ СТРАНА

Каким должен быть новый Закон "О средствах массовой информации"? Ныне действующий, принятый еще в 1991 году, в чем-то и впрямь, вероятно, устарел. Новая редакция "в работе" уже не один год. Председатель думского Комитета по информационной политике Валерий КОМИССАРОВ предполагает, что законопроект увидит свет в нынешнем декабре. Но уже сейчас вокруг него не утихают споры.

- Необходимость подготовки новой редакции закона назрела давно, - говорит В. Комиссаров. - Это обусловлено, в частности, активным развитием Интернета, кабельного и спутникового телевидения. Требуются и законодательные меры по защите журналистов от произвола работодателей...
- Законопроекта еще нет, а вас уже упрекают в том, что работа якобы ведется без привлечения журналистского сообщества, в интересах собственников СМИ.
- Те, кто так утверждает, занимаются самопиаром. На самом деле работа над документом вовсю кипит не только в Госдуме, но и в Совете Федерации, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, в Союзе журналистов России. Нам предстоит изучить предложения и свести к общему знаменателю.
- А как насчет цензуры? Нас пугают тем, что, мол, новый закон вернет ее...
- Заявляю: Комитет Госдумы по информационной политике сделает все для того, чтобы в новом законе не было даже малейших лазеек для установления цензуры, ограничения деятельности СМИ. Если ввести цензуру, у нас будет другая страна... Мы это уже проходили, когда от нас скрывали правду о настоящем положении дел в экономике, о Чернобыле, о митингах оппозиции. Когда подавлялось инакомыслие, это тоже способствовало развалу Союза. Новый законопроект готовится на основе действующей Конституции РФ, которая закрепляет право граждан на свободу слова, на свободную прессу.
- Слышала, что поступают предложения признать не только интернет-газеты, но и Всемирную паутину в целом средством массовой информации. И еще - будто бы доступ к "виртуальной реальности" будет ограничен? Это правда?
- Ни в одной цивилизованной стране мира Интернет не приравнивается к СМИ. У нас этого тоже не будет. А вот интернет-издания являются средствами массовой информации. Их лицензирование, скорее всего, будет вполне демократичным: никаких ограничений в доступе к Всемирной сети законопроект не предусматривает. Если, например, закрыть домен "ru", на котором зарегистрированы многие сайты, то все просто перейдут на домен "соm".
- А как быть с сайтами экстремистов? Печально известный "Кавказ-центр" возникал то в Литве, то в Польше, то в Финляндии...
- Да, это проблема. Террористы используют виртуальное пространство для демонстрации казней заложников, для своих заявлений. Но нет смысла запрещать доступ к сайтам сепаратистов в отдельно взятой стране, это и технически трудно обеспечить. Думаю, с такой инициативой, вне рамок готовящегося законопроекта, надо обращаться к мировому сообществу, чтобы все страны объединились против террористических вылазок в "виртуальной реальности".
- Сейчас в думских кулуарах готовится несколько законопроектов, запрещающих, к примеру, освещение в СМИ сцен насилия и жестокости...
- За полгода наш комитет рассмотрел 28 законопроектов. Очень хорошо, что многие так и не дошли до рассмотрения. Например, в одном документе предлагалось под информацией эротического характера понимать "развлекательную, научную, развивающую и информацию иного назначения, позволяющую направлять мысли, чувства и воображение аудитории в область сексуальных отношений". Интересно, кого тогда причислять к нарушителям закона? Учителей литературы, пересказывающих, опять же, классиков, преподавателей анатомии? Недоумение вызвало и такое депутатское предложение: понимать жестокость как "информацию, детально демонстрирующую процесс причинения неоправданных страданий другим лицам, совершенный из корыстных или иных побуждений". Тогда можно дойти и до запрета, скажем, многих "тяжелых" фильмов о войне.
- Предполагается ли в законопроекте ужесточение ответственности журналистов и собственников СМИ за ложную информацию?
- В ныне действующем Законе уже прописаны меры ответственности за клевету, нанесение урона чести и достоинству граждан. Думаю, каких-то революционных положений тут не потребуется. Правда, поступило предложение о запрете скрытой видео- и фотосъемки. Но это тонкий вопрос, он подлежит тщательному обсуждению. Еще раз подчеркну: новый закон о СМИ будет не менее демократичным, чем ныне действующий.