"ОПЕЛЬ" СНОСИТ В КЮВЕТ

Для нынешней Германии редчайшее явление - бурная вспышка социального протеста, тем более в привилегированной автомобильной отрасли. Но с конца прошлой недели остановились заводы "Адам Опель АГ" в Бохуме. Даже в выходные дни рабочие блокировали предприятия, не пропуская туда ни представителей администрации, ни правоохранительных органов.

7600 рабочих выступают против объявленных планов массовых увольнений. На автомобильных заводах в Рюссельхайме, Бохуме и Айзенахе, а также на фирме комплектующих в Кайзерслаутерне, входящих в американский концерн "Джэнерал моторс", намечено сократить 6000 - 7000 рабочих мест из нынешних 32 000. В целом по Европе на заводах "Джэнерал моторс" сейчас занято 62 000 человек, должно остаться около 50 000.
Чтоб решить ставшие хроническими проблемы со сбытом своей продукции, американские автомобильные боссы намерены взвалить основные тяготы на европейцев, прежде всего на немцев. Общее ежегодное снижение производственных расходов планируется в сумме 500 миллионов евро. Будут объединены центры развития в немецком Рюссельхайме и шведском Тролльхеттене, произойдет реорганизация не только в производственной сфере, но в службах маркетинга и сервиса, что неизбежно приведет к новым увольнениям. "Джэнерал моторс" даже заявил - "из-за недостатка средств" - о выходе из популярнейшей серии международных автомобильных гонок DTM, которая слывет престижной формой рекламы.
Кто из немецких предприятий фирмы "Опель" пострадает в первую очередь? На центральных заводах в Рюссельхайме занято 5600 человек. Там в 2002 году в модернизацию было вложено 750 миллионов евро, тем не менее в прошлом году выпущено всего 195 тысяч автомобилей - 70 процентов от производственных мощностей. То и дело вводятся сокращенные рабочие смены в Айзенахе, где 1800 человек делают теряющую спрос "корзу". С вынужденными простоями работает и завод в Кайзерслаутерне, снабжающий многих партнеров осями и системами передач. Но в наихудшем положении оказались крупные производства в Бохуме. Для их модернизации потребовалось бы не менее 750 миллионов евро. Средств, однако, нет, поскольку продолжается падение спроса на "опели". Частичный успех "астры" ситуацию принципиально не меняет. Положение резко усугубляется в связи с тем, что через несколько месяцев ряд производств будет переведен из Бохума в польский Гляйвиц по вполне понятным причинам - рабочие на автомобильных фирмах ФРГ получают на 30 процентов больше, чем их коллеги во Франции и Бельгии, и на 80 - чем польские рабочие.
По оценкам экспертов, общие потери концерна "Джэнерал моторс" составят по итогам заканчивающегося года около 500 миллионов евро. Руководство в американской штаб-квартире как раз в сокращении числа занятых видит главную возможность для компенсации убытков. Масштабное сокращение рабочих мест в ФРГ, где официальная безработица превышает 4 миллиона человек (а фактическая составляет не менее 6 миллионов), предвещает бурные социальные конфликты, особенно в округе Бохума - в центре традиционно боевитой Рурской области. Острота и масштабность социальных столкновений объясняется и спецификой отрасли - достаточно прекратить работу нескольким сотням автомобилестроителей, как встанут практически многие предприятия, неразрывно связанные производственной кооперацией. Это уже почувствовали смежники в Англии, Бельгии и других европейских странах. Итог социального противостояния на немецких предприятиях "Опеля" непредсказуем, но, похоже, что, к сожалению, без массовых увольнений дело не обойдется.