ПРИКЛЮЧЕНИЯ "ЭЛЕКТРОНА"

Вчера ситуация вокруг российского рыболовного траулера "Электрон", который пытались задержать норвежские военные корабли, не только не разрядилась, а, похоже, грозит новыми неприятностями. В Баренцевом море при 8-9-балльном шторме терпит бедствие пришедшее "Электрону" на помощь рыболовное судно "Григорий Ардашев".

Инцидент возле архипелага Шпицберген произошел в минувшую субботу, когда российский траулер "Электрон" был задержан у его берегов якобы за нарушение правил рыболовства. На борт судна поднялись два местных рыбинспектора. Требованиям властей соседней страны следовать в ближайший норвежский порт капитан Яранцев сначала подчинился, но потом неожиданно изменил курс, и траулер направился в сторону российских территориальных вод. В погоню бросились четыре норвежских военных корабля.
Порт приписки "Электрона" - Мурманск, судно принадлежит ЗАО "Корс". Корреспондент "Труда" связался вчера по телефону с заместителем директора фирмы Кириллом ЛАЗАРЕВЫМ.
- Скажите, капитан траулера согласовывал свое намерение уйти в побег?
- Конечно. Мы постоянно находились на связи и держали ситуацию под контролем. Когда Яранцев доложил, что норвежские инспектора арестовали всю судовую документацию, наши юристы расценили этот шаг как незаконный захват траулера. Мы не считаем, что нарушили какие-либо международные правила рыболовства. Норвежские власти не могут в одностороннем порядке вводить ограничения на лов рыбы в прибрежных водах Шпицбергена. На них мы имеем равные права.
- В чем суть претензий к вам норвежской стороны?
- В том, что мы будто бы применяем незаконные орудия лова. Они считают, что российские промысловики используют слишком мелкоячеистые сети, которые позволяют вылавливать рыбу, которую норвежские рыбаки не берут. Этот спор между Россией и Норвегией идет не первый год, и пока он не урегулирован на высшем уровне, мы претензии в свой адрес не считаем обоснованными.
- Не проще было бы подчиниться норвежским властям и не раздувать скандал?
- Решение направить траулер в Мурманск считаю взвешенным. У нас не оставалось сомнений: если "Электрон" придет под конвоем в один из норвежских портов, компании грозят огромные штрафы. Теперь разбираться будем в родном порту, тщательно проверим, какие претензии имеют норвежские инспектора к действиям капитана. Если он виноват, то будет наказан по российским законам.
В тот момент, когда состоялся этот телефонный разговор, траулеру до Мурманска оставалось около 120 миль. В порт приписки он шел в сопровождении большого противолодочного корабля "Адмирал Левченко". Навстречу им вышел сторожевой корабль Мурманского пограничного управления "Тверь", который под конвоем доставил траулер в Мурманск.
Тем временем рыболовецкое судно "Григорий Ардашев", сопровождавшее "Электрон", в сильный шторм потеряло ход и сейчас ждет помощи в международных водах. Оно пыталось помешать маневрам норвежских военных кораблей, дав возможность капитану Яранцеву выиграть время и уйти от преследования. Остановить его попытался норвежский самолет береговой охраны, сбросивший по курсу "Электрона" капроновую сеть, которая намоталась на гребной винт "Григория Ардашева", и судно встало. В условиях сильного шторма и сильного ветра это грозит катастрофой. В район бедствия срочно направлен спасательный буксир "Пурга", но подойти к траулеру и взять его на буксир - задача практически невыполнимая.
Между тем норвежское военное ведомство отрицает свою причастность к аварии российского траулера. По словам контр-адмирала Тронда Грюттинга, ничего, кроме осветительных ракет и специальных буев, норвежские летчики в районе нахождения "Электрона" не сбрасывали. Но адмирал не может не знать, что на вооружении морской авиации любой страны находятся только гидроакустические буи, предназначенные для поиска подводных лодок. Предполагать же, что рядом с рыболовецким траулером находилась российская субмарина, по меньшей мере нелепо. Так что ничего, кроме сетей, норвежцы сбрасывать не могли.
Посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен вчера выразил надежду, что инцидент в Баренцевом море не может "негативно повлиять на хорошие взаимоотношения" между двумя странами. Тем не менее он решительно заявил: норвежская сторона намерена принять все необходимые меры для ареста судна.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Международно-правовой статус Шпицбергена определен многосторонним Парижским договором от 9 февраля 1920 года, подписанным США, Великобританией, Францией, Италией, Данией, Норвегией, Швецией, Японией, Нидерландами и другими государствами. СССР присоединился к нему в 1935 году. Договор закрепил суверенитет Норвегии над Шпицбергеном.
При этом суверенитет Норвегии ограничен, поскольку отдельные страны - участницы договора имеют равные права на экономическую, хозяйственную, научную деятельность. Это означает, что суда и граждане государств - участников договора должны на одинаковых основаниях допускаться к осуществлению рыбной ловли, охоты, судоходства, коммерческой деятельности.
В 1976 году правительство Норвегии в одностороннем порядке установило вдоль побережья 200-мильную экономическую зону. Кроме того, воды вокруг архипелага были объявлены зоной охраны биологических ресурсов. Однако рыбоохранная зона не получила официального признания нашей страны, впрочем, как и других государств Парижского договора.
Обычно страны - участницы Парижского договора уведомляют норвежскую сторону об осуществлении научной и хозяйственной деятельности. Однако в последнее время Норвегия все активнее переходит от уведомительной практики к разрешительной, когда страны обязаны получать разрешение на проведение той или иной деятельности. И не случайно этой теме была посвящена опубликованная во влиятельной норвежской газете "Автенпостен" статья под заголовком "Норвегия выдавливает Россию из Шпицбергена".