ГРОЗНЫЕ ДНИ НАЛЬЧИКА

13 октября в 9 часов утра несколько групп боевиков общей численностью около 150 человек в Нальчике совершили вооруженное нападение на восемь (по другим данным - на 11) объектов, принадлежащих правоохранительным органам республики, и аэропорт. Сотрудники МВД, ФСБ, военнослужащие расположенных в городе частей - всего более двух тысяч человек - дали бандитам достойный отпор и в течение полутора суток полностью их разгромили, уничтожив 92 боевика, задержав более 40. В ходе спецоперации погибли 35 сотрудников силовых структур, 85 ранены. Жертвами террористов стали 12 (по другим данным - 9) мирных жителей, 20 получили ранения и травмы.

Об этих событиях и их результатах нам сообщили зам. министра МВД России Андрей Новиков, который руководил действиями силовиков в Нальчике, глава МВД Кабардино-Балкарии Хачим Шогенов и другие высокие милицейские начальники и политики. Однако то, что я видел на улицах столицы республики своими глазами, слышал от местных жителей и милиционеров, требует уточнения. Откуда все-таки боевики "возникли", сколько их было на самом деле, откуда у них столько оружия, почему напали они именно утром и выбрали целью неплохо охраняемые здания МВД, ФСБ, Антитеррористического центра? Попробуем разобраться.
Новиков заявил, что накануне силовики провели широкомасштабную операцию, в результате которой члены ваххабитского подполья лишились значительной части запасов оружия. Понимая, что милиция и ФСБ вот-вот их накроют, главари бандитов и предприняли это нападение. 12 октября в районе поселка Белая Речка действительно был найден схрон с 500 килограммами взрывчатки и бое-припасами. Но, судя по интенсивности перестрелок, которые продолжались в Нальчике весь четверг и почти до вечера пятницы, патронов и гранат у боевиков осталось еще достаточно. Действовали они решительно и нагло.
Подвозивший меня на своей "Оке" житель Нальчика Расул рассказал, что видел боевиков у здания ФСБ в четверг еще в 8.30 утра: "Одеты в гражданское, но на некоторых были теплые военные куртки, бронежилеты. И оружием все обвешаны. Стояли и чего-то ждали. А один на часы глядел". Возможно, это подтверждает, что начало "операции" бандиты назначили на 9.00? Они были неплохо организованы и акцию провели, можно предположить, демонстративную, а не вынужденную...
По некоторым данным, бандгруппу, штурмовавшую здание Управления ФСБ, возглавлял авторитетный главарь боевиков Иллес Горчханов - ингуш по национальности. Известен он главным образом тем, что в прошлом году организовал нападение на подразделение наркоконтроля в Нальчике, где были похищены сотни единиц оружия.
В пятницу утром мы были свидетелями, как добивали одного из последних членов группы Горчханова. Он прятался в автомобиле, стоящем напротив гостиницы "Россия". Потом попытался скрыться, но сраженный метким выстрелом, остался лежать на улице Пушкина. Мы хорошо его рассмотрели - рослый, в новенькой "разгрузке", синем бронежилете, добротном офицерском бушлате, кроссовках на толстой подошве. Он совсем не походил на боевиков, трупы которых мы видели в пригороде Нальчика несколькими часами раньше - заросших, небритых, в рваной одежде. Уже тогда подумалось, что бандгруппы, видимо, неоднородны по составу. В одних, так сказать, профессиональные террористы, горожане, наемники из других стран, а в других - малограмотные парни из горных аулов, которых лидеры ваххабитов повели "умирать за веру".
Я видел, как убитого окружила толпа. Один из молодых мужчин вдруг нагнулся и посмотрел ему в лицо. Побледнев, отпрянул и сразу ушел. Похоже, он узнал боевика. И немудрено. По словам главы МВД КБР, почти две трети напавших на Нальчик были жителями республики. Не только кабардинцы и балкарцы, но и чеченцы, ингуши и даже русские. Такой вот бандитский "интернационал".
Любопытную версию проникновения боевиков в город изложил мне сотрудник милиции на блокпосту "Шаушка". По его словам, какая-то часть бандитов приехала со стороны Грузии ночью на машинах, затаилась в районе поселка Белая Речка, в 12 километрах от Нальчика, а утром ворвалась в город. У большинства местных жителей иное мнение. Врач Вера Сергеева рассказала, что муж ее знакомой, работающий в курортном Долинском районе (Белая Речка как раз рядом), позвонил в четыре часа утра и сообщил, что слышит стрельбу. Это силы милиции начали бой с одной из групп боевиков. "Бандиты в Белой Речке должны были отвлечь внимание милиционеров и военных, а основные силы бандитов в городе. И не 150, как говорят, а значительно больше", - убежденно сказала Сергеева.
Так же трактовали события и другие мои собеседники из местных жителей. Мне даже называли количество групп боевиков, действовавших в Нальчике, - шесть. Этот вариант кажется правдоподобным: развязав бой у Белой Речки, бандиты надеялись, что силовики бросятся туда и оголят город. Но в Нальчик к этому времени были переброшены подразделения МВД из других регионов. Сил хватило и на уничтожение бандгруппы у Белой Речки, где полегли 10 боевиков, и на достойную "встречу" бандитов в самом Нальчике.
Честь и хвала бойцам спецназа, сотрудникам милиции, военным, которые, рискуя жизнями, сумели в короткие сроки уничтожить большую часть бандитов. Мы видели, как решительно и слаженно эти ребята действовали под пулями, как поддерживают друг друга в минуту опасности. Особенность ситуации в Нальчике в том, что спецслужбы имели достоверную информацию о готовящемся нападении. Сержант милиции из Ростова Сергей сказал, что последние две ночи перед налетом они "спали на автоматах", поэтому боевикам и не удалось захватить их врасплох. А вот 3-й райотдел, управление исполнения наказаний захватили. Почему руководители силовиков имеющейся информацией так бездарно распорядились? - этот вопрос остается пока без ответа.
У меня сложилось впечатление, что уроки Беслана своеобразно учтены лидерами экстремистов. Видимо, волна возмущения, которая прокатилась по всему миру после бесланской трагедии, отбила у боевиков охоту воевать с мирными жителями. Думаю, если бы в бандитских планах были захваты школ, больниц, детских садов, то, скорее всего, это удалось сделать. Эти объекты в Нальчике особо не охранялись. Но бандиты избрали другую мишень - милицию, к которой у горожан, между прочим, есть, конечно, свои претензии. За время боев жертвами перестрелок мирные жители стали лишь случайно, ни один заложник не погиб. Такого в ходе масштабных бандитских рейдов раньше не было. Правда, если боевики надеялись на сочувствие горожан, то сильно просчитались. Кроме ненависти и презрения, других чувств у жителей Нальчика они не вызвали.