10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОЛЕГ ТАБАКОВ: МОЙ СЫН ИГРАЛ НЕ В ЧАПАЕВА, А В МИХАЛКОВА

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 20 Октября 2005г.
21 октября исполняется 60 лет Никите Михалкову - знаменитому актеру, режиссеру, продюсеру, председателю Союза кинематографистов России, президенту Московского международного кинофестиваля... Словом, главной фигуре в отечественном кино. Достучаться до Никиты Сергеевича в эти дни сложно - все стремятся взять у него интервью. А мы сразу решили пойти другим путем. Путь этот, кстати, отчасти подсказал сам Михалков, который любит повторять, что в искусстве отраженный свет зачастую воздействует сильнее прямого луча. "Отразить" многогранную и, разумеется, неодномерную, в чем-то спорную фигуру и личность Никиты Михалкова мы пригласили другого корифея - народного артиста СССР Олега Табакова, давнего друга и соратника нашего прославленного "оскароносца".

НЕИЗВЕСТНЫЙ НИКИТА
- Олег Павлович, когда и как перекрестились ваши дороги с Никитой Михалковым?
- Это мало кто знает, но первый раз мы повстречались с ним при работе над фильмом "Приключения Кроша" по повести Анатолия Рыбакова. Никита там снимался, был совсем юн, и режиссеру показалось, что он чего-то якобы еще не умеет. И этот самый режиссер позвал меня озвучить его роль. Но мне очень понравилось то, что делал Никита. И я постарался убедить постановщика, что его затея в корне не верна...
Позже я несколько раз бывал приглашен мамой Никиты Натальей Петровной Кончаловской в их хлебосольный, щедрый, многолюдный дом. Мы встречались и с его отцом - в бытность мою директором театра "Современник". Мы предложили Сергею Владимировичу инсценировать "крамольный" по тем непростым временам роман Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия". Он написал по мотивам романа острую, очень злободневную пьесу под названием "Балалайкин и К", но все закончилось для нас благополучно - и благодаря режиссеру Георгию Товстоногову, и благодаря общественному весу самого Сергея Михалкова, который на обсуждении спектакля произнес крылатую фразу: "Давно русский царизм не получал такой пощечины" - и тем задал правильное направление дискуссии...
Мы разными, порой прихотливыми путями шли с Никитой навстречу друг другу и естественным образом соединились затем в общей работе.
- Это случилось, как я понимаю, на фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино"?
- Все так думают. А на самом деле я снялся вместе с Александром Калягиным в одном из сюжетов "Фитиля", который, представьте, ставил Никита. Речь там шла о каком-то транспортном предприятии, где люди пьют до собрания, во время собрания, после собрания... Этот сюжет и сегодня смотрится смешно и поучительно - время почему-то не властно над ним. Или, уж не знаю, над самим этим явлением. Давно ведь известно, что "веселие на Руси есть пити".
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
- Но звездный час Никиты Михалкова наступил все-таки попозже. Расскажите, как вам работалось вместе над фильмами "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова"?
- Отвечу коротко: это было счастье - при всей моей нелюбви к возвышенным словам. Помню, снимали по утрам, и солнце золотило не верхушки елей, а их корни... Это было какое-то светопреставление. Как-то я чистил зубы в полпятого утра и, взглянув на себя в зеркало, вдруг застыл от удивления. Отчего это, думаю, у меня такое глуповато-счастливое выражение лица? И тут осенило: "Я буду сегодня сниматься!".
Не стану рассказывать об атмосфере, которая царила у Никиты на съемочной площадке, о том, как все жили одной дружной коммуной, играли вместе в футбол - об этом много написано. Это, к слову, сугубо наше, российское открытие, наш путь. Это практиковали "художественники", работая над толстовской "Властью тьмы". Это делали в "Современнике", работая над "Чудотворной" Владимира Тендрякова, в студии Додина и Кацмана, перенося на сцену роман "Братья и сестры" Федора Абрамова. Никита смог органично усвоить эту традицию и переплавить ее в явление настоящего кинематографического искусства. Фильм - это ведь мир глазами режиссера. А если режиссер смотрит на этот мир еще и диоптриями гениального оператора Павла Лебешева, если ему в его заботах и усердии помогает сценарист и художник Александр Адабашьян, если актеры Юрий Богатырев, Александр Калягин, Елена Соловей, Павел Кадочников, Антонина Шуранова играют не жалея себя, то получается шедевр, каковым "Пьеса для механического пианино" и является.
Я очень люблю эту картину, это ведь лучшая экранизация Чехова в мировом кино! Лучшая! И она до сих пор не заняла заслуженного ею места в российской табели о рангах. Это, полагаю, плохо для российской табели о рангах, но никак не для Никиты. Как можно не воздать должное этой уникальной работе, где главное сказано не словами, не текстом, а через едва уловимые, тонко вибрирующие взаимоотношения героев, прихотливую вязь их чувств? Я не видел этого ни в какой другой чеховской картине, а я их по миру немало насмотрелся...
- Расскажите, как вы вместе с Михалковым искали образ Обломова?
- Влюбленно. Мы часто с Никитой радовали друг друга находками, открытиями. Опять-таки не стану погружать вас в излишние подробности, расскажу только о последнем съемочном дне. Мы работали в квартире с длинной анфиладой комнат, и вот прозвучала последняя команда "Стоп, снято!", погас свет... Этот момент застал нас с Никитой в последней комнате этой холодной анфилады. Мы на мгновение припали друг к другу - и заплакали. От благодарности друг к другу за совместную работу, от счастья, что это было в нашей судьбе.
Мне неудобно говорить об этой картине, меня ведь там много в кадре. Но на разных просторах и широтах - в Канаде, Англии, Аргентине, Франции, Японии - мне приходилось слышать искренние, не выглядящие лестью слова в адрес этого фильма, которого в российской табели о рангах опять-таки вроде бы и нет. Но назовите мне еще хоть одно кинопроизведение, где бы в кадре была растворена, разлита такая любовь и нежность к земле, откуда все мы с вами родом. Не будучи никаким монархистом, государственником, я всякий раз плачу, когда в финале "Обломова" маленький мальчик бежит по бескрайнему полю и кричит: "Ма-менька приехала!". Меня нет в кадре, а я плачу. Потому что это кино про меня. Про мои гены, истоки, начала, про мою кровную связь с этой землей.
ОН РУССКИЙ. И ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ
- Что вам кажется в характере Никиты Сергеевича главным?
- Он русский. Сейчас модно быть русским, православным. А он такой от рождения. Он любит и, смею сказать, понимает свою страну, свой народ - не в ущерб другим странам и народам, не за их счет. Лично я люблю его еще и за то, что он как никто другой может откликнуться сердцем на эти вот пронзительно-глубокие строки Пушкина:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
И еще... У Никиты есть органическая, внутренняя потребность помогать людям. Я не буду приводить вам примеры, доказательства, это дело интимное, оно не на показ. Но без этого корневого свойства души какие-то вещи, уверяю вас, и в профессии не получатся. Сымитировать интеллигентность нельзя, а отзывчивость на чужую боль - это и есть признак интеллигентности души.
- В уже упоминавшемся фильме "Обломов" главный герой - мягкий, сердечный русский человек противопоставляется рациональному, прагматичному Штольцу. А сам Никита Сергеевич в этой системе координат кем вам видится?
- Я бы не стал так ставить вопрос. В любом человеке много чего намешано. Я и сам-то, когда мне выгодно, выдаю себя за Обломова, когда выгодно - за Штольца. Но коль уж вы спросили, отвечу так: Никита любит у себя на столе порядок. И в этом он вроде бы Штольц. Но способность, по пушкинской формуле, облиться слезами над вымыслом, - в этом Никита Сергеевич вполне разделяет душевные порывы Ильи Ильича. Так что порядок на столе и в делах - это одно. Тонкие душевные импульсы и движения - это другое.
- Вы хорошо знаете семью Никиты Сергеевича. Скажите, что он взял от отца, что от матери?
- От отца - общественный темперамент, желание быть и состояться. А от матери... Наталья Петровна была удивительной женщиной. Она обладала, скажу так, совершенно мужским интеллектом, при этом была душой дома, хранительницей семейных преданий, нравственных ценностей. И сумела это передать детям. От нее у Никиты - душевная нежность, ранимость. Кто еще, кроме Никиты, в нашем хилом киносообществе может с гордостью сказать, что у него четверо детей? А для него это очень важно, он продлевается в своих детях. Это тоже заложено в нем от мамы, от рода Кончаловских, Суриковых...
К слову сказать, Никита, как и Андрей Миронов, был любимым актером моего сына Антона. Дети, как известно, любят играть в разные игры, например, в Чапаева, а мой Антон и его друзья играли в героев фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", играли "в Михалкова". С другой стороны, дети Никиты - и Степан, и Артем, и Аня, и Надя - с доверием относятся ко мне. Видимо, в нас с Никитой есть что-то схожее, что-то по-настоящему родственное.
... И ВСЕ РАВНО ХОРОШИЙ
- Вы столько хороших слов сказали о Никите Сергеевиче... Пришло время вспомнить о том, что многие в Союзе кинематографистов его, сказать мягко, не очень-то жалуют...
- Так у меня к Союзу кинематографистов тоже, знаете ли, есть свои претензии. Эгоцентричнее, эксгибиционистичней него, на мой взгляд, - только Союз писателей. Коль мы говорим сегодня про Никиту, то мне кажется важным сказать о той поразительной несправедливости, которая царит по отношению к нему в этом самом киносообществе. Не нравится, видите ли, им Никита! Но не видеть при этом его таланта? Не замечать его фильмы, среди которых "Механическое пианино", "Обломов", "Пять вечеров", "Урга", "Утомленные солнцем"? "А он все равно нехороший", - слышу я шепоток. Но это же, простите, пакость! Я, как, извините, человек одаренный и довольно рано встретившийся с таким явлением, как человеческая зависть, знаю, что почем. И всеми этими завистливыми шепотками я, как любила повторять моя бабушка, просто "брезговаю".
Я намеренно не касаюсь сейчас дел в Союзе кинематографистов, который он возглавляет, не анализирую, "развалил" его Никита или "не развалил". Не берусь судить о том, в чем я не разбирался всерьез. Но где был пресловутый Союз, когда травили, топтали великого Сергея Федоровича Бондарчука? И только один Никита Михалков выступил тогда в его защиту. У каждого из нас, конечно, свой путь. Советовать поздно, но, мне кажется, не надо было Никите браться за Союз кинематографистов. Неблагодарное это, как выяснилось и как можно было предвидеть, дело.
- У замечательного актера Валентина Гафта в посвященной вам блистательной эпиграмме есть такие строчки: "Чеканна поступь, речь тверда у Лелика, у Табакова. Горит, горит его звезда на пиджаке у Михалкова". Как вы полагаете, кому из вас двоих Гафт хотел этими строчками польстить?
- Ну Гафт, во-первых, не льстец, он, скорее, поэт-сатирик, как раньше говорили. А во-вторых, даже в этой эпиграмме запечатлена некая сродненность наших судеб. Сказывается она, в частности, и в таком явлении. Когда мне в жизни сопутствовала удача, я часто слышал за спиной недоуменный вопрос: "А почему Лелик?". Думаю, что и Никита нахлебался этого: "А почему он?". Идиотичнее этих вопросов трудно что-нибудь придумать. Люди, которые их задают, вынуждены поедать собственную печенку и тем самым подрывать свое здоровье.
- Вы на десять лет старше Никиты Михалкова, недавно отметили свой собственный юбилей. У Никиты нет и не было трепета перед вашими сединами?
- Нет, это никогда не было проблемой в наших отношениях. Стоит ли создавать себе сложности из-за каких-то десяти лет разницы? Мы же не девицы. Мы оба, знаете ли, мужского пола со всеми вытекающими отсюда предпочтениями. Это весьма несовременно, конечно. День нынешний требует от нас толерантности в этом тонком вопросе. Но мы все-таки предпочитаем производить на свет детей старым казачьим способом...
- Поскольку этот материал выйдет в самый канун юбилея Никиты Сергеевича, вы можете передать ему свои поздравления через "Труд".
- Я пожелал бы ему здоровья, терпения, покоя за своих близких. И, поскольку он снимает сейчас фильм "Утомленные солнцем-2", я бы пожелал ему в обязательном порядке творческого куража, фарта.
Редакция газеты "Труд" присоединяется к этим сердечным, искренним пожеланиям.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
{Bull}Когда верстался этот номер, стало известно, что Никита Михалков преподнес себе к дню рождения роскошный подарок: он сложил с себя обязанности председателя Союза кинематографистов в связи с уходом в творческий отпуск. Обязанности главы СК будет пока исполнять актер, режиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Вернется ли Никита Сергеевич к руководству творческим союзом после окончания съемок фильма "Утомленные солнцем-2" - этот вопрос остается открытым.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников