МИХАЛКОВ ПОШЕЛ ЗА "ОСКАРОМ"

Американская академия киноискусства обнародовала список фильмов, претендующих на получение "Оскара" в самой интересующей нас категории - "Лучший фильм на иностранном языке". В число 63 лент, попавших после некоторого отсева в окончательный список, вошла и российская судебная драма "12" в постановке Никиты Михалкова.

Среди 63 стран, решивших попытать счастья в битве за "Оскар", есть и постоянные участники голливудских кинористалищ, и робкие новички. Так, впервые в Лос-Анджелесе будут представлены ленты из Ирландии ("Короли" Тома Коллинса) и Азербайджана ("Кавказ" Фарида Гумбатова). Но вряд ли вновь приобщенные к оскаровскому клану смогут претендовать на вожделенную статуэтку. Скорее всего, соперничество развернется между корифеями экрана, к которым, разумеется, принадлежит и Михалков, уже выдвигавшийся на "Оскар" за "Ургу" и получивший его за "Утомленных солнцем".
Среди главных конкурентов нашего режиссера - прославленный режиссер Анджей Вайда, автор эпической картины "Катынь", посвященной расстрелу польских офицеров сталинскими опричниками. Вайда уже обладает одним "Оскаром", правда, за вклад в кино, а не за конкретный фильм. Разумеется, 81-летнему автору "Пепла и алмаза", "Канала", "Березняка", "Барышень из Вилько", "Человека из мрамора", "Человека из железа" и еще доброго десятка выдающихся фильмов хотелось бы под занавес своего долгого пути в кино пополнить коллекцию наград столь весомым трофеем.
Подозреваю, такие же амбиции есть и у 98-летнего португальского режиссера Мануэля ди Оливейры, который не устает поражать кинематографический мир прекрасной творческой формой. Его последний фильм "Всегда красавица", выдвинутый нынче на "Оскар", - это тонкая фантазия на тему "Дневной красавицы" Луиса Бунюэля. Не исключено, американские академики учтут и качество самого фильма, и заслуги португальского классика перед "десятой музой" (он начинал еще в эпоху немого кино), и его преклонный возраст: становиться в хвост очереди за "Оскаром" Оливейре уже поздновато.
Но все-таки основным конкурентом Михалкова аналитики называют не классиков экрана (среди них также канадец Дени Аркан с "Эпохой сумерек", Джузеппе Торнаторе с "Незнакомкой", уже, кстати, получившие по "Оскару" за свои предыдущие фильмы), а молодого румынского режиссера Кристиана Мунгиу. Он триумфально победил в Канне со своим фильмом "4 месяца, 3 недели и 2 дня", рассказывающим историю подпольного аборта во времена Чаушеску, а теперь вполне обоснованно претендует на "Оскар". Румынская картина, сделанная в неореалистической традиции, завораживает правдой быта, среды, характеров, правдой чувствований героев этой немноголюдной и негромкой драмы. Да и само румынское кино нынче в моде подобно тому, как раньше была мода на китайское, а потом на иранское кино.
Что касается Михалкова, то его фильм, конечно же, будет внимательнейшим образом посмотрен и даже покадрово изучен американскими киноакадемиками. Напомним, что новая работа нашего режиссера - ремейк знаменитой американской драмы "12 разгневанных мужчин" в постановке Сидни Люмета, пусть и переделанный с учетом российских реалий. Для Америки это новый, непривычный ход. Обычно все происходит ровно наоборот: это американские режиссеры делают ремейки удачных европейских или азиатских картин. Так что смелость Михалкова, замахнувшегося на американскую киноклассику, может сыграть как за него, так и против него. Особенно с учетом того, что первоисточник Сидни Люмета был вдвое короче по метражу и, по некоторым сведениям, в десять раз скромнее по бюджету...