В понедельник, 20 октября, стало известно, что российское правительство разрабатывает программу полного запрета для госкомпаний на закупку импортной техники, автомобилей, продукции металлургии и тяжелого машиностроения. Как выяснили журналисты «Коммерсанта», соответствующую «общую директиву» госкомпаниям подготовил Минпромторг.
Запрет не коснется лишь тех видов продукции, что не имеют аналогов в России. Реализовываться же инициатива будет через изменения корпоративных положений о закупках и спуск соответствующих директив государственным представителям в советах директоров.
Поддержим отечественного производителя – в принудительном порядке
Как пояснили в Министерстве экономики, данная мера коснется предприятий и организаций, имеющих более чем 50-процентную долю государства в уставном капитале. Прописать такие же обязанности для ГУПов пока не получится: у них отсутствуют советы директоров, и значит, требуется более сложный механизм. А он пока не проработан, - пояснил источник в ведомстве.
Отдельно чиновники подчеркнули, что внедряемая идея не противоречит нормам ВТО. В силу документ должен вступить до конца года. До конкретных компаний директиву предстоит доводить Росимуществу.
Разговоры о том, чтобы ограничить государственным компаниям закупки металлопродукции из стран, не входящих в Таможенный союз, начались еще в декабре 2013-го. Тогда Дмитрий Медведев поручал Минпромторгу и Министерству экономики разработать меры по стимулированию роста потребления металлопроката. А в марте 2014-го заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что ограничение для госкомпаний закупок импортных машин «точно заработает в этом году».
В июле российское руководство запретило муниципальные и государственные закупки иномарок; исключением, опять-таки, стали лишь те автомобили, что не имеют отечественных аналогов. В сентябре глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что госкорпорация готова довести до ста процентов уровень использования российских труб большого диаметра вместо импортных, применявшихся ранее.
Все эти ограничения, - рассчитывают в правительстве, - должны улучшить торговый баланс РФ. В последние месяцы он во многом поддерживался сокращением импорта, прежде всего украинского. В частности, в первом полугодии 2013 года объем торгового профицита между Россией и Украиной составлял 2,1 миллиарда долларов, а в первом полугодии 2014-го увеличился до $6,3 миллиардов.
«Майкрософту» бой
Прорабатывает правительство и еще одно новшество, которое должно оказать поддержку российским производителям. На сей раз речь идет о разработчиках софта, - сообщает «Коммерсант».
На прошлой неделе члены временной комиссии по развитию информационного общества при Совете Федерации утвердили перечень мер, запрещающий приобретение и использование иностранного программного обеспечения, если оно имеет российские, белорусские или казахские аналоги, - то есть, если подобные программы производятся в странах Таможенного союза. До 30 октября документ будет представлен Дмитрию Медведеву, а до конца года, полагают эксперты, он может быть подписан и вступит в силу.
За отечественный будет признаваться софт, правами на который обладает юрлицо, больше половины бенефициаров которого являются российскими. Сумма лицензионных отчислений зарубежным правообладателям в таких случаях не должна превышать 30% выручки.
Предыдущим шагом в направлении перевода страны на российское ПО стало недавнее предложение главы Минкомсвязи Николая Никифорова о формировании фонда поддержки отечественных производителей софта. Пополнять фонд Никифоров предложил за счет 10-процентного сбора с продаж лицензий на софт в России. Эти средства министр предложил пускать на создание отечественной операционной системы и других «критичных для страны» компьютерных программ. Однако другие члены правительства инициативу не поддержали: так, замминистра экономики Олег Фомичев заявил, что такой сбор станет своего рода дополнительным налогом, бремя которого в конечном итоге ляжет на потребителей.
Если запрещенное брать в лизинг, то оно разрешено
Обозреватели уже отметили, что запрет на покупку и использование зарубежной техники можно обойти как минимум двумя путями. Первый – доказать, что в России действительно не существует аналогов необходимых машин и механизмов; а другой – взять ту же самую технику, но в лизинг. Как сообщили источники в Минпромторге, лизинговых схем запрет действительно не коснется, а поскольку госкомпании часто закупают технику в лизинг, то лазейка может использоваться весьма широко.
Сами госкомпании встретили инициативу спокойно; в руководстве некоторых предприятий, правда, отметили, что запрет на специализированную технику может обернуться неожиданными неприятностями, поскольку иностранные аналоги являются намного более качественными.
«КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения, - пожаловался один из источников в нефтедобывающей отрасли. - Для кого-то в Москве выбор между «Волгой» и «Мерседесом» — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти».