Читаем коротко, забываем быстро

Чтение не исчезло, но стало более точечным и фрагментарным. Толстым книгам человек предпочитает блоги и соцсети

Похоже, мы давно уже не самая читающая нация. И вот вам кое-что из статистики: за последние четыре года в России закрылся каждый третий книжный магазин. Уменьшилось количество издательств, тиражи издаваемых книг упали в разы. Не до книг? Новости поглощают все внимание?

Можно, конечно, найти и более прозаические причины. Из-за санкций последовали подорожание бумаги, разрыв отношений с крупнейшими иностранными правообладателями, а у тех россиян, кто еще хоть что-то читал, упали доходы.

Держит планку Москва, где остаются около 500 работающих книжных магазинов, Подмосковье и Санкт-Петербург (по 300), Краснодарский край и Свердловская область (около 200). Зато в Ненецком автономном округе и в Туве — по две книжные лавки. При этом в ассортименте всех этих магазинов снижается доля самих книг, все больше места на полках занимают канцтовары и прочая мелочь. А под книжную продукцию зачастую остается 20-25% магазинной площади.

Книги дорожают (за последние два года — на 40%, к концу текущего, по прогнозам, цены вырастут еще на 15%) и становятся не по карману тем, кому приходится выбирать между колбасой и книжкой. К тому же многие платежеспособные читатели уехали.

Себестоимость книг сейчас очень высокая, оправдываются издатели. Во всем мире у книжных магазинов есть как минимум налоговая льгота. А у нас они работают на тех же условиях, что и магазины с алкоголем.

«Издание книг становится убыточным, — сетует издатель Игорь Черный. — Книги известных брендов стоят под тысячу или больше, что в условиях инфляции несопоставимо с зарплатами. Плюс целое поколение выросло на гаджетах — им просто неинтересно держать книгу в руках».

В результате, по данным Российской книжной палаты, тиражи издаваемых в России книг в первом квартале текущего года упали на четверть. «До 2008 года нормальным тиражом для фантастики считалось 30 тысяч экземпляров, а тираж в 50 тысяч был хорошим, сейчас же для фантастики нормальным считается тираж в 1,5 тысячи», — делится литературный критик Андрей Щербак-Жуков.

Конечно, бумажным книгам трудно выигрывать конкуренцию: традиционные магазины вытесняются онлайн-продавцами и сервисами доступа к электронным версиям. На цифровых платформах издания продаются втрое дешевле. Однако и онлайн-продажи в последнее время перестали расти, оставаясь на уровне 11 млрд рублей в год. По данным «Ромира», более трети россиян сейчас вообще не покупают книги — ни в каких обстоятельствах. Судя по продажам, больше всего просела литература по саморазвитию, психологии, религии, искусству. Непростая ситуация и с детскими книгами из-за падения рождаемости. Что же касается художественной литературы, то спрос на нее неуклонно падает все последние годы, публику интересуют разве что остросюжетные романы.

В подавляющем большинстве мы и вправду стали меньше читать, подтверждают психологи. Книга перестала быть главным источником информации и способом развлечения. Вместо этого — полазить в интернете, зависнуть в соцсети, сыграть в видеоигру. Чтобы узнать ответ на любой вопрос, не нужно идти в библиотеку — достаточно достать смартфон. То и дело отвечая на звонки и сообщения, листая новостные ленты и соцсети, люди решают несколько задач сразу. Если считать, что чтение — это потребление информации, то с этим у нас проблем нет. Мы буквально тонем в потоках текстов, звуков и изображений, получая в 90 раз больше сведений, чем люди 1940-х, и в четыре раза больше, чем те, кто жил в начале XXI века.

Чтение не исчезло, но стало более точечным и фрагментарным. Просто в мире, перенасыщенном информацией, мы стараемся читать лишь то, что интересно. Сведения должны сразу доносить суть, а еще иметь удобный формат. Толстым книжкам современный человек предпочитает короткие посты или ролики: блоги, соцсети.

Ведут ли новые читательские привычки к деградации, как многие утверждают? Поживем — увидим.