11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕЖЕМИНУТНЫЙ ШТРАФ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 20 Ноября 2001г.
10 275 водителей были оштрафованы на улицах Москвы в течение одной минувшей недели за неправильные парковки, стоянки на узких тротуарах и в других неположенных местах. Получается, в среднем штраф налагается ежеминутно. Что это - "беспредел" блюстителей порядка? Нет. В последнее время машины создают массу неудобств "немоторизованным" гражданам. По некоторым тротуарам пройти невозможно - все забито "железными конями". И люди вынуждены пробираться по проезжей части, пытаясь увернуться от мчащихся "болидов", окатывающих прохожих грязной жижей. И вот милиция принялась наводить порядок.Но даже неординарно строгие меры пока не приводят к успеху. Что дальше? Как намерены работники дорожно-патрульных служб (ДПС) страны наводить порядок не только на тротуарах, но и на дорогах, где "крутые" "хозяева жизни" демонстративно попирают и правила движения, и требование уважать пешехода? С этих вопросов началась наша беседа с начальником Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России генерал-лейтенантом милиции Владимиром ФЕДОРОВЫМ.

- Владимир Александрович, все-таки почему, несмотря на усилия сотрудников ГИБДД, владельцы автомобилей продолжают оставлять их там, где хотят, создавая преграды пешеходам?
- Не только пешеходам. Сегодня могут бросить машину даже поперек дороги. Я видел недавно джип "шевроле", перегородивший среди бела дня Большую Дмитровку - прямо против Колонного зала. Объехать невозможно, машины гудят, а водителя джипа и след простыл... Спрашивается, почему раньше подобную ситуацию и представить себе было невозможно, а сегодня это происходит повсеместно? Во-первых, по существующим законам мы лишены теперь возможности эвакуировать автомобиль нарушителя на штрафную стоянку. Хороший принцип защиты прав человека доведен до абсурда. Получается, что владелец джипа может мешать другим участникам движения или пешеходам, а милиции запрещено защищать их права. Все поставлено с ног на голову. В крайних случаях работники ГИБДД на свой страх и риск перемещают машину, чтобы освободить проезжую часть. Таких крайних случаев в столице за пять с половиной месяцев было 12 610. То есть каждые 20 минут приходится убирать машину, перегородившую улицу, переулок или выезд со двора. Злостные нарушения стали повсеместной практикой. Это нормально?
- Но разве сотрудники ваших служб не могут примерно наказывать нарушителей?
- В том-то и состоит вторая причина недостаточной эффективности предпринимаемых мер, что нынешние наказания смехотворны. Речь идет о штрафе всего в 50 рублей. Понятно, для владельца "мерседеса" стоимостью около 100 тысяч долларов - это раз плюнуть. Скажу больше - сегодня любому водителю выгоднее бросить машину где попало, чем оставлять ее на платной стоянке. Там за два часа надо отдать, например в центре столицы, 80 рублей. Если же машина простоит на тротуаре 5 -6 часов, то разница будет еще ощутимее. Поэтому, несмотря на усилия сотрудников ГИБДД, а только за последние пять с половиной месяцев в Москве привлечено к административной ответственности за эти нарушения более четверти миллиона водителей, автомобили вновь и вновь "оккупируют" тротуары, обочины улиц и переулков. И ситуация будет стремительно ухудшаться, если оставить все как есть.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего проект нового Кодекса об административных правонарушениях, который президент отклонил и направил для доработки в специальную комиссию. Серьезный недостаток проекта, на мой взгляд, как раз в том и состоит, что из него в ходе думских дебатов были изъяты положения, предусматривающие эффективные методы воздействия на нарушителей правил движения и парковок. Хотел бы надеяться, что при доработке документа здравый смысл все-таки восторжествует над популизмом и сотрудники дорожно-патрульной службы получат право на эвакуацию в строго оговоренных случаях машин, брошенных на узких тротуарах, на проезжей части или под запрещающими знаками.
Должна быть изменена и система штрафов. Те из наших граждан, кто пользовался машиной за рубежом, знают: за несоблюдение правил там предусмотрены жесткие санкции. Штраф в 100, а то и 200 долларов отбивает охоту не соблюдать правила.
- Но как бы не удариться в другую крайность, когда тотальная система наказаний при неограниченных полномочиях милиции сделает жизнь даже законопослушных водителей невыносимой. Я помню, как несколько лет назад с улицы Чайковского эвакуировали моего "жигуленка", который никому не мешал. Сколько времени и сил ушло на то, чтобы найти машину и вернуть ее... Недобрые молодцы в камуфляжной форме тогда хозяйничали по всей Москве. Общественное недовольство достигло пика. Поэтому упоминание об эвакуаторах было изъято из Кодекса об административных правонарушениях. Вы хотите, чтобы вернулись прежние времена и в каждой третьей семье с озлоблением говорили о работниках ГИБДД?
- Вся моя деятельность в ГАИ-ГИБДД на протяжении многих лет, и сейчас тоже, направлена на то, чтобы взаимоотношения водителей и работников ДПС строились на принципах взаимного уважения, партнерства, защиты прав и интересов каждого. Количество жалоб от владельцев транспортных средств сократилось за последние годы многократно. Наши службы собственной безопасности ведут жесткую борьбу с теми сотрудниками, которые хотели бы превратить свою должность в "кормушку". Только в первом полугодии наказаны около 4 тысяч работников ГИБДД, 235 - уволено, 37 - привлечены к уголовной ответственности. С другой стороны, нарушители правил движения, от которых страдают другие водители, должны нести наказание. Обществу необходимо сделать наконец выбор: либо порядок на дорогах не нужен, и тогда пусть машины ездят как угодно, в том числе и по тротуарам, либо - четкая регламентация, исключающая волюнтаризм и злоупотребления.
- Наведение порядка поможет уменьшить пробки, парализующие столицу, или они объективно неизбежны из-за того, что Москва не в состоянии "переварить" более двух с половиной миллионов машин (вместе с иногородними)?
- Пробки возникают нередко вовсе не от избытка автомобилей в городе. Дело в другом. Посмотрите, на многих улицах справа и слева стоят машины, занимая две полосы, а то и три. Так искусственно резко сужается проезжая часть. Надо идти другим путем: строить многоярусные стоянки, и пропускная способность улиц увеличится. Вот из окон моего кабинета виден новый торговый комплекс "Наутилус" на Лубянской площади. А паркинга у него нет. Где же покупателям оставлять свой транспорт? Вот и бросают машины где попало. На мой взгляд, должно стать обязательным правилом в любом городе страны: разрешение на возведение торгового комплекса дается только при условии одновременного строительства парковки.
Еще один фактор, осложняющий дорожную ситуацию в городах, - грузовики, доставляющие товары, стройматериалы... Разве нельзя привозить все это ночью, как делается в Европе?
- Поможет ли разгрузить московские улицы введение одностороннего движения на Садовом кольце?
- Нет. Есть целая наука об организации движения в мегаполисах. Так вот, при радиально-кольцевой планировке города, как показали исследования, введение одностороннего движения по кольцу приводит не к позитивным последствиям, а к негативным. Если же в городе прямоугольная планировка, то можно по одной улице пустить движение в одну сторону, а по параллельной - в противоположную.
- Какова средняя скорость движения транспорта в российских городах?
- За последние 5 лет она снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40 процентов и составляет в мегаполисах 15 - 30 километров в час, в крупных городах - 20 - 40, а в часы пик падает до 5 - 10. То есть пешком в это время доберешься зачастую быстрее. Рост количества транспорта обгоняет реконструирование старых улиц и строительство новых. Ежегодно интенсивность движения увеличивается на 10 - 20 процентов, а пропускная способность дорожной сети - на 5. Эта диспропорция приводит не только к заторам, но и к увеличению расхода топлива, ухудшению экологической обстановки, социальному дискомфорту.
А качество дорог? В большинстве случаев - ниже всякой критики (ямы, трещины, бугры, выступающие люки колодцев). Треть улиц имеет грунтовое или щебеночное покрытие. Каждый четвертый километр не освещен (в темное время суток на этих участках городских дорог регистрируется до половины всех ДТП). Как ни снижай скорость, а жертв в таких условиях избежать трудно. Еще хуже, когда отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки.
Сегодня более 60 миллионов проживающих в городах россиян подвержены повышенному риску попасть в ДТП. Это в 8 - 10 раз превышает аналогичный показатель для городов промышленно развитых стран Запада. Вывод очевиден: местным властям надо вкладывать больше денег в развитие городской инфраструктуры. Экономия здесь "выходит боком".
- Вы называете тяжелые цифры. Сколько же из этих 60 миллионов "рискующих" россиян попадают в аварии, погибают?
- Если взять не только городское, а все население страны, то за 10 месяцев нынешнего года количество ДТП превысило 132 тысячи. Свыше 25 тысяч человек погибло, 152 тысячи ранены. В среднем каждые 17 минут кто-то гибнет на дороге, каждые 3 минуты кто-то оказывается искалечен. Смерть каждого - трагедия, никакими деньгами это не измерить. Но можно подсчитать средства, затрачиваемые на лечение раненых, изготовление протезов... Поддается оценке и ущерб страны от того, что она теряет работников, находившихся в расцвете сил. А еще надо учитывать порчу грузов при ДТП, повреждения дорог и транспортных средств. По расчетам специалистов, общий ущерб от дорожно-транспортных происшествий в прошлом году составил 191,7 миллиарда рублей. Это 2,7 процента валового продукта России.
- Кто чаще попадает в аварию - молодые или пожилые водители?
- Более четверти погибших и раненых - граждане в возрасте от 26 до 40 лет. Каждый девятый пострадавший в ДТП - ребенок или подросток до 16 лет. Всего с начала1996-го на дорогах нашли свою смерть свыше 170 тысяч россиян, пострадало более 140 тысяч детей и подростков. Причем больше всего жертв - среди пешеходов. Самыми "аварийно опасными" днями считаются пятница, суббота и воскресенье. А самые тревожные для нас месяцы - с июля по октябрь.
Основная причина ДТП - недисциплинированность, низкая культура водителей и пешеходов. В прошлом году 40,1 миллиона нарушений допустили сидящие за рулем и 6,6 миллиона - пешеходы, перебегающие улицу, несмотря на поток машин. Очень много пьяных, это вызывает особое беспокойство. Каждое седьмое ДТП связано с тем, что водитель был в нетрезвом состоянии. Четверть всех происшествий - из-за несоблюдения скоростного режима. Около 12 процентов ДТП происходит вследствие выезда на полосу встречного движения. При лобовом ударе мало кому удается спастись. Наконец, тысячи аварий происходят из-за неисправности транспорта. Каждый день на улицах Москвы инспектора выявляют свыше тысячи автомобилей, не прошедших технического осмотра. А ведь в России почти 10 миллионов легковых машин сильно изношены, эксплуатируются более 10 лет.
- Плохие дороги, массовая недисциплинированность водителей и пешеходов, огромный парк старых, неисправных машин - как же в этих условиях выглядят показатели аварийности на фоне западных стран?
- Если проанализировать, сколько погибло граждан в расчете на 10 тысяч транспортных средств, то нетрудно увидеть, что ситуация в нашей стране очень тревожная. Этот показатель у нас выше, чем в Великобритании, в 9 раз и больше, чем в Австрии, Бельгии, Дании, Испании, Норвегии, Франции, Швейцарии, в 3 - 4 раза. Важно учитывать при этом, что у нас количество машин, приходящихся на тысячу граждан, существенно меньше, чем в западных странах. А жертв чрезвычайно много. Остроту ситуации подтверждает следующая таблица, составленная по данным 1998 года:
А всего в мире ежегодно погибает на дорогах около 1 миллиона человек (из них около 30 тысяч россиян). Задача максимального сокращения ДТП остро стоит перед всеми государствами, особенно - перед Россией.
В заключение хотел бы еще раз призвать водителей, работников ДПС, пешеходов уважать друг друга. Человек с милицейским жезлом на дороге выполняет очень тяжелую и нужную работу. Он всегда на посту - в дождь, пургу, под палящим солнцем. Именно к нему в трудную минуту обращаются с просьбой о помощи. Десятки тысяч инспекторов регулируют движение, наблюдают за дорогами, протяженность которых уже превысила полтора миллиона километров. Президент страны Владимир Путин во время недавней встречи с сотрудниками ГИБДД Москвы отметил важность решаемых Государственной инспекцией задач по обеспечению безопасности дорожного движения и охране общественного порядка. Я верю: законодатели, исполнительная власть, транспортники, дорожники, медики, все заинтересованные ведомства, объединив усилия, сумеют принять меры, которые позволят сделать наши трассы в достаточной мере безопасными. Речь о десятках тысяч жизней россиян. Ради этого стоит постараться.
ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ И УРОВНЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ В РЯДЕ СТРАН ЕВРОПЫ И РОССИИ
Австрия 481 39225 11
Бельгия 432 51167 15
Венгрия 220 20147 14
Испания 409 97570 15
Россия 129 160300 20
Франция 457 124387 14
Швейцария 475 22232 8


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников