07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОПРОС С ПОВЕСТКИ ДНЯ НЕ СНЯТ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 20 Ноября 2001г.
Никита Михалков - несравненный мастер режиссуры. Он не только фильмы свои ставит, скрупулезно рассчитывая, где должно быть место слезе, а где - смеху, где пришло время камерной лирической сцене, а где - масштабной массовке... Он и пятый съезд Союза кинематографистов срежиссировал по законам настоящей драматургии.

Чуть вяловатое, растянутое начало съезда с выбором президиума, мандатной и ревизионной комиссий, с приветствиями от президента, Госдумы, правительства, с посланиями от моряков и пограничников, а потом все быстрее, быстрее, быстрее... И так - вплоть до самого финала, когда на выборы нового председателя и нового правления остаются, как в эндшпиле боевой шахматной партии, считанные секунды, ведь в соседнем зале уже начинается торжественный вечер, посвященный 100-летию отца-основателя СК Ивана Пырьева...
Тень автора бессмертных "Кубанских казаков" то и дело витала над залом во время работы съезда. Ораторы из руководства союза постоянно говорили о возвращении к пырьевским традициям, весьма, на мой взгляд, неоднозначным, а заместитель Михалкова Игорь Масленников во время своей речи с особым удовольствием произносил слово "реставрация". Не случайно остроумцы окрестили происходящее в Доме кино "съездом реставраторов". Этому понятию как нельзя более соответствовала и речь одного из нынешних идеологов Союза кинематографистов, известного драматурга Эдуарда Володарского, проникнутая, мягко сказать, странным для сегодняшних дней антиамериканизмом, сладострастным поношением демократии, либерализма. "У России есть только два союзника - ее армия и ее флот", - завершил он свою речь цитатой из русского императора Александра III, столь любезного сердцу Никиты Михалкова. Зал зашелся в овациях...
О зале, впрочем, надо сказать особо. Весьма зрелый состав делегатов съезда бросался в глаза всякому сколько-нибудь внимательному наблюдателю. В президиуме два дня сидели ветераны пырьевского призыва, чей средний возраст приближался к 80 годам. Основной доклад сделал первый секретарь союза Игорь Масленников, отметивший недавно свое 70-летие. В прениях тоже выступали в основном основательно пожившие люди. А молодых лиц в зале почти не было видно, они съезд дружно проигнорировали...
Дело в том, что от деятельности союза (плохой ли, хорошей ли) судьба молодых кинематографистов сегодня практически никак не зависит. Более того, многие из них считают само существование СК, основанного когда-то Сталиным для удушения инакомыслия руками самих же художников, неким анахронизмом прошлых лет. Эту точку зрения аргументированно сформулировал и бывший председатель Госкино России Армен Медведев. Не к Пырьеву надо возвращаться, считает он, а искать новую модель союза, новые формы его взаимоотношений с обществом. В противном случае "он погибнет, но не от бедности, а от идейной нищеты". Эту точку зрения по-своему развил основатель фестиваля "Кинотавр" Марк Рудинштейн. Союз кинематографистов себя изжил, считает известный кинопродюсер. Общественная организация, каковой является СК, не имеет сегодня возможности решать проблемы отрасли - для этого нет законодательной базы. На месте нынешнего союза, объединяющего 6 тысяч человек, должен возникнуть мощный профсоюз всех служителей "десятой музы" - от режиссера до билетера кинотеатра, а это в перспективе уже миллионы человек. Такой профсоюз, обладающий деньгами, влиянием, мог бы более активно поддерживать ветеранов кино, влиять на кинопроцесс, а творческий союз может и должен остаться в качестве некоего интеллектуального, дискуссионного клуба.
Собственно, таковым, по сути, нынешний СК и является, не претендуя, похоже, ни на что большее. Никита Михалков самокритично признался в своем лапидарном докладе, что ему не удастся похвастаться большими свершениями. Тут знаменитый режиссер оказался прав почти на все 100 процентов. Акционирование студий, строительство новых современных кинотеатров-мультиплексов, создание мощной государственной структуры "Российский кинопрокат", - все эти, как и многие другие изменения в отрасли произошли, увы, во многом независимо от руководства союза. А само оно, сказал в своем выступлении друг и в последнее время постоянный оппонент Михалкова Рустам Ибрагимбеков, успело за десять минувших лет промотать все, что досталось в наследство от предшественников. Свидетельством этому стали, в частности, разоренные дотла дома отдыха кинематографистов в Пахре и Болшеве.
Имущественные вопросы, вопреки страстной речи председателя совета старейшин Евгения Матвеева, призывавшего говорить о творчестве, а не превращать съезд в коммунальные склоки, стали-таки на съезде главными. Как иронично сформулировал актер Михаил Козаков, "из всех искусств для нас важнейшим является недвижимость". Основная "идейная" борьба развернулась вокруг здания Киноцентра, а это более 20 тысяч квадратных метров той самой недвижимости, которая приносит в год более 3 миллионов долларов чистого дохода. Вокруг этого лакомого куска в центре столицы с переменным успехом идет многолетняя битва между Конфедерацией союзов кинематографистов, которую возглавляет уже упоминавшийся Рустам Ибрагимбеков, и СК России. В самое последнее время Никита Михалков и его команда добились в этой, к счастью, бескровной, но все равно изнурительной и, как ни крути, "братоубийственной" войне немалых тактических и стратегических успехов. Они сумели убедить в своей правоте премьер-министра Касьянова, издавшего по поводу судьбы имущества СК специальное распоряжение правительства, выиграли последний по времени арбитражный суд. А под самый занавес съезда Михалков торжественно зачитал распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, по сути обязывающее выселить из Киноцентра его прежних владельцев. Последние могут, конечно, обжаловать это решение в Верховном арбитражном суде, но никаких сомнений в могуществе Никиты Сергеевича уже ни у кого не осталось. Попытки слабой и разрозненной оппозиции выдвинуть альтернативную фигуру на пост председателя союза (в частности, назывался уже упоминавшийся Армен Медведев, которого на момент голосования не оказалось в зале) были смяты сторонниками Михалкова и аппаратным гением его верного оруженосца Клима Лаврентьева, с молниеносным блеском проведшего безальтернативные выборы открытым голосованием. Никита Михалков победил, как говорят в боксе, за явным преимуществом. Но вопрос о том, куда и как двигаться Союзу кинематографистов, придет ли СК к следующему съезду обновленным или еще более одряхлевшим, - с повестки дня по-прежнему не снят...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников