СТРАУСЫ НА СНЕГУ

До страусиной фермы мы не доехали полсотни метров - дорогу перемело. Шли в гости к африканским пернатым, по колено утопая в сугробах. Оказывается, ни холода, ни снега эти создания не боятся, с превеликим удовольствием разгуливают в любые морозы. Единственное - чтоб ветра не было, иначе могут простудиться и кашлять.

Впрочем, лечению страусы поддаются без труда, горькие таблетки глотают махом, без всяких капризов. Они вообще все норовят проглотить, особенно что-нибудь яркое и блестящее. У одной из работниц фермы пытались снять с уха сережку, нацелились на объектив и очки нашего фотокора. Даже овощи отличают не по вкусу, а по цвету - почти белую капусту жуют лениво, зато оранжевую морковку уплетают за обе щеки.
Едят они в общем-то очень немного. Каждой птице в день требуется 2,5 килограмма овса или ячменя и ведро воды. Плюс зелень либо травяная мука, витаминные добавки - их сюда, в Можары, привозят из соседнего Назаровского совхоза. Предварительно на ферме, то и дело сверяясь с книжками, пишут рецепты - чего и сколько нужно их птичкам. Страусоводов тут отродясь не было, науку их содержания приходится осваивать с нуля.
- Я раньше работала фельдшером, - рассказывает заведующая фермой Зоя Дулебенец, - занималась коровами, свиньями, лошадьми. А со страусами поначалу страшновато было, да и сейчас, если честно, не просто. Вот, например, ноги они ломают легко, как спички. У нас сейчас гололед, а у страусов на лапе всего один коготь - держаться трудно. Мы уличные вольеры посыпаем песком, но все равно опасно. Птица пугливая, боится любого резкого шума или движения. Чуть что - бегут, сломя голову. До 60-70 километров в час разгоняются чуть ли не с места. Не раз уж нам загородки ломали. Чтобы страусов остановить, надо быстро-быстро с ними разговаривать - от голоса они успокаиваются. И через пять минут обо всех своих опасениях забывают.
Байка о том, что в случае опасности страус прячет голову в песок, как выяснилось, чушь полнейшая. Откуда она взялась, никто не знает. Есть на ферме одна страусиха - Варежка, про которую говорят, что она свою головенку, наверное, все-таки в песок засовывала. Во-первых, клюв у нее кривой, во-вторых, любопытство неуемное. Именно поэтому сначала птицу Варварой назвали, потом как-то незаметно Варенькой стали кликать, а затем - Варежкой. Впрочем, страусы вообще от природы очень любопытны - на все новое, будь то человек или какой-нибудь предмет, реагируют с неподдельным интересом. Увидев незнакомые лица, шеи повытягивали, а по моей руке, приметив обручальное кольцо, клювами защелкали. Эти клювы, хоть и выглядят устрашающе, на самом деле вполне безобидны. Знающие люди уверяют, что обычные гуси щиплются куда больнее.
Народ в Можарах поначалу тоже большое любопытство к страусам проявлял - в бывший телятник на экскурсии ходили толпами, из соседних деревень и сейчас детей автобусами привозят. Один местный житель, рассказывают, когда птичек в деревню доставили, на южном море отдыхал. Там, чтобы со страусом сфотографироваться, битый час в очереди простоял. Вернулся домой, детям фотографию с гордостью стал показывать, а они ему и говорят: "Да ты чего, папка, в Можарах этих страусов - полно". Теперь люди к большим птицам попривыкли и размышляют - не завести ли длинноногих пернатых в личном хозяйстве. К примеру, вместо поросенка - корма требуется меньше, а мяса получается больше.
- Сначала страусов воспринимали как баловство, причуду богатых людей, - говорит заместитель директора фирмы "Фортуна-Агро" Владимир Шатухин, - а сейчас поняли, что дело это выгодное. Мы ведь страусами заинтересовались не от хорошей жизни. Зерносовхоз "Энергетик" сидит в долгах, работы - никакой, а следовательно, и зарплаты нет, деревня деградирует, молодежь спивается. В Можарах живет сегодня всего около 180 человек, очень много пенсионеров. Если возрождать животноводство, надо иметь поголовье скота, за ним нужен круглосуточный уход. Молоко необходимо вовремя доить, вовремя сбывать - ну не потянут они. Со страусами, как ни странно, проще. Ухода они требуют меньше - на ферме у нас 21 птица, а работают там всего 4 человека. И с кормами нет проблем. К тому же килограмм говядины, к примеру, стоит 50 рублей, а страусятины - 20 долларов. Никто из нас этого мяса еще не пробовал, но в книжках написано, что больше всего оно похоже на говяжье, а холестерина в нем меньше, чем в курице. Правда, и сами птицы очень дорогие, чтобы их купить, пришлось вложить приличные деньги.
И директор фирмы Николай Березинский, и его брат Александр, и их племянник Владимир Шатухин родились в Можарах - смотреть, как родная деревня загибается, было, мягко говоря, неприятно. И, зарегистрировав сельскохозяйственную фирму, начали они не со страусов, а с самых обычных дел. Арендовали полторы тысячи гектаров земли, распахали заброшенные, уже поросшие молодым березняком поля - и собрали первый урожай пшеницы. Закупили технику, построили зерносушилку, гаражи, отремонтировали склады, заложили сразу 4 жилых дома. Взяли в аренду Белое озеро, соорудили несколько прудов, открыли рыбный цех - разводят мальков и выпускают на волю.
Прибыли от рыбного дела, как и от страусов, пока нет. Чтобы деньги получить, надо хорошо наладить производство. Собираются построить небольшой консервный заводик. Кроме того, на берегу озера хотят открыть парочку отелей - для любителей рыбалки и охотников на уток.
Уже сегодня в деревне созданы новые рабочие места, впервые за последнее время у людей, привыкших к полной безнадеге, появилась надежда. А страусы, приехавшие из подмосковных Мытищ и поселившиеся в отремонтированном из руин телятнике, эту надежду только укрепляют.
- Ближе к теплу самцы должны поделить самочек, - рассказывает Зоя Дулебенец. - Ухаживают птицы очень изысканно - машут распушенными крыльями, трутся головой о спину и издают трубный глас. А несутся страусы с марта по октябрь. К слову, одно страусиное яйцо заменяет 42 куриных. У нас уже готов инкубатор на 144 яйца, так что будем ждать потомства.
Заморские птицы первый выпавший снег встретили с восторгом - и устроили по этому поводу ритуальный танец. Один страус распустил крылья, нагнул голову и закружился на месте. Следом - закружились, завальсировали все остальные. Птичья круговерть на фоне ослепительно белого снега смотрелась фантастичной.