КОМФОРТ НА КОЛЕСАХ

Прошли времена, когда москвичам приходилось трястись в грязных автобусах. Отныне путешествовать на городском автобусе можно с повышенным комфортом. К услугам пассажиров - телевизор, прохладительные напитки и свежая пресса.

На остановке толпится народ. "Не подскажете, где посадка на 903-й автобус?" Не знают. Никто из опрошенных москвичей и не слыхал пока что про новый автобус, хотя тот уже месяц курсирует по югу столицы. Через полчаса мне наконец удалось найти отправную точку искомого маршрута. Вместе со мной в подошедший автобус загрузились еще два человека. Негусто, учитывая, что пассажиров на остановке хоть отбавляй. А стоимость проезда такая же, как в обычном автобусе. При этом признаки повышенного комфорта налицо - на одном из кресел покачивается мини-холодильник, на стене "поет" телевизор, подключенный к видеомагнитофону.
- Репертуар подбирает дирекция автобусного парка. Утром и вечером велено крутить музыкальные клипы (предпочтительно российских исполнителей), днем для детворы показываем мультфильмы, - рассказывает кондуктор Надежда Резник. - Пробовали пускать фильмы из домашнего архива - не пошло. Пассажиры жалуются, что за время пути не успевают даже вникнуть в сюжет картины.
Для читающей публики в салоне автобуса разложены газеты и журналы. Правда, замечают кондукторы, принцип "почитал - положи на место" не действует. По окончании рейса исчезает большая часть печатной продукции.
На наличие холодильника в салоне поначалу реагировали неадекватно. Например, одна бдительная бабуля сообщила "куда следует", что кто-то забыл в автобусе стиральную машинку. Правда, ассортимент морозильного аппарата пока невелик. Только соки и воды. "Не сезон, поэтому покупки делаются довольно вяло", - говорит Надежда. Продажа спиртного запрещена - пьяных среди пассажиров и так хватает. Однажды пассажир "под мухой" попытался прихватить с собой установленную в салоне автобуса урну для мусора. Насилу отбили.
В часы пик кондукторам поручено регулировать количество пассажиров в салоне. Чтобы люди чувствовали себя свободно, на некоторых остановках даже могут отменить посадку.
Возможно, одна из причин, почему маршрут до сих пор не стал популярным - это неразбериха со льготниками. Кондукторы рассказали, что правом бесплатного проезда с комфортом обладают лишь ветераны Великой Отечественной войны и труда. Однако их слова опровергли в дирекции 16-го автобусного парка, которому принадлежат автобусы. Оказалось, что льготы для пенсионеров никто не отменял. Неправомерное обилечивание ветеранов целиком на совести кондукторов.
"Установка только одного телевизора обошлась парку почти в 20 тысяч рублей. Умножьте это на пять машин - именно столько автобусов на маршруте - сумма получится не маленькая, - говорит заместитель директора по перевозкам 16-го автобусного парка Александр Свистунов. Понятно, что только кардинальное повышение платы за проезд может окупить вложенные суммы. Пока же мы работаем себе в убыток".