ПОПЛАЧЬ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ

Слезы, как утверждают ученые, выводят из организма человека те вредные вещества, которые

Слезы, как утверждают ученые, выводят из организма человека те вредные вещества, которые нипочем не желают покидать его иным естественным путем. Даже финская сауна, ставшая международно признанным эталоном благотворного воздействия на нашу плоть, в данном случае бессильна: с потом не уходит то, от чего мы избавляемся, когда нам горше горького, с плачем.
Впрочем, разве в одной физиологии дело? Куда важнее не сдерживая себя облегчить душу, раскрыться перед людьми в своей скорби, страдании, глубинном искреннем переживании. Не случайно у многих народов мира плачи и причитания остаются жанром фольклорных импровизаций, связанных преимущественно с проводами усопших. Но не только: они уместны и при других обстоятельствах. Финны и карелы тут не исключение.
В Суоми решили начать потихоньку возрождать этот древний ритуал. Несколько лет назад в стране появились курсы по восстановлению частично утерянной культуры плача как части народного устного и песенного творчества, а недавно было создано национальное общество "Голосящие плакальщицы". Его цель - собирание, изучение, запись и сохранение плачей и причитаний. В XIX веке именно творчество плакальщиц легло в основу материала, позволившего знаменитому финскому ученому-этнографу и литератору Элиасу Ленроту собрать воедино руны карело-финского эпоса "Калевалы".
Члены общества стараются соблюдать старинные языковые каноны плачей и причитаний, но не всем из них это по душе. Некоторые из обучающихся пожелали осовременить горестные речитативные напевы не только по форме, но и по существу. Они обратились к тематике наших дней: к пугающей своей бессмысленной жестокостью "практике" не знающего границ и преград терроризма, всепроницающей и всеразлагающей язве наркомании. Опечалились распространением так называемых "свободных" браков, ведущих к подрыву института семьи и, как следствие, сокращению рождаемости, одиночеству оставленных жен. Всхлипнули по поводу постоянно растущей жадности государства, затягивающего все ту же удавку налоговых поборов. Одним словом, всплакнуть в этой жизни, как выясняется, всегда есть над чем.