06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ УЛЬЯНОВ: Я ЖИВУ НАСТОЯЩИМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОШЛОГО

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 20 Ноября 2002г.
Сегодня народному артисту СССР Михаилу Ульянову исполняется 75. Он отменил празднование своего юбилея в театре и, скорее всего, будет отмечать событие в тесном кругу друзей и сподвижников.

В Театре имени Вахтангова у меня была назначена встреча, и я, поджидая своего собеседника в непривычно тихом зрительском фойе, рассматривала портреты вахтанговцев. Вон светятся как у них глаза, и морщинки не портят, скорее, наоборот, украшают - грим тут тоже ни при чем, ибо гримом душу не замажешь. Ну, а художественный руководитель театра Михаил Ульянов смотрел сурово и пристально, как бы вопрошая: куда плыть этому театральному кораблю?
Я помню, как отмечали здесь его 70-летие, как появлялся он на сцене в довоенном пиджаке, хромовых фасонистых сапогах и долго-долго шел по сценическому кругу, каждым своим шагом "отсчитывая" годы, прожитые на этих подмостках. Это был не просто Едигей из айтматовского "И дольше века длится день", это был вожак актерской стаи, правдолюбец и полководец, страдалец и великий лицедей, вместивший в себя сотни человеческих судеб, чтобы одаривать ими своих поклонников. Люди верили героям Ульянова, часто отождествляя его самого с персонажами, которых он играл. В его лице они находили тот самый идеал настоящего мужчины, который и в беде не бросит, и друга не подведет, и землю от захватчиков спасет, а если надо, то вместо коня впряжется в телегу и потащит ее со всем советским колхозом до самого Северного полюса.
Это русское "надо" Ульянов умел играть как никто из актеров. Родившись в далеком сибирском поселке Тары, он впитал его вместе с материнским молоком, где все жили по принципу "надо". Кто знает, выдержал бы Миша, приехавший в Москву учиться на артиста, без денег и крыши над головой, если бы у него за спиной не стояло это "надо", заставляя терпеть любые лишения ради осуществления своей мечты. С другой стороны, вряд ли он выглядел бы так убедительно в фильмах "Дом, в котором я живу", "Добровольцы", "Простая история", если бы не был похож на людей, из которых, как сказал один очень советский поэт, "гвозди можно бы делать". Потом, когда Россия изменила свой политический курс, Ульянову припомнили все эти роли, стали называть "государственным артистом", "солдатом ушедшей империи", не понимая одной простой вещи - артисты играют тех героев, которые востребованы временем. Ульянов, глубоко переживая все эти наскоки, однажды сказал: "Мы - пуганое поколение. И я живу настоящим с точки зрения прошлого".
Теперь мало кто знает, как Ульянов пытался изменить свое амплуа социального героя, закрепившееся за ним вместе с ролью Кирова в спектакле "Крепость на Волге". Об этом в разговоре со мной вспоминает народный артист СССР Юрий ЯКОВЛЕВ.
- С Мишей мы вместе на сцене вот уже около 50 лет. Он замечательный партнер, поэтому работать с ним - одно удовольствие. Помню, когда мы репетировали "Кон-армию" Бабеля, где он играл начдива Гулевого, а я Афанасия Хлебникова, Симонов похвалил нас за хорошо сделанную сцену, в которой Ульянов угрожал мне наганом, сказав, что провели мы ее в вахтанговском ключе. Вы бы видели, как Ульянов сиял в тот момент. Похвала Симонова очень много тогда значила для него, так как он пытался перейти на острохарактерные роли, стать более легким, озорным, веселым. Михаил с готовностью включался в разгадку тех шарад, которые я заготавливал дома для "Принцессы Турандот", а потом во время представления, в присутствии зрителей предлагал своим партнерам разгадывать их. Это была умора, но Ульянов никогда виду не подавал, что дрейфит. Спустя какое-то время он придумал особую походку, пластику для своего Ричарда III, пытался сделать Антония более мягким и лиричным, не совсем таким, как в пьесе Шекспира "Антоний и Клеопатра". Но в театре не было равного ему социального героя, и ему снова приходилось играть секретарей обкомов, директоров, маршалов. То же самое происходило в кино. По-моему, только один раз в фильме "Бег" Алова и Наумова ему удалось по-вахтанговски сыграть Чарноту, где стихийный полет соединялся с бесшабашной удалью, страстью, безудержным темпераментом. Помните, как он и Евгений Евстигнеев играли в карты? Это классика, ее надо показывать нашим молодым актерам, чтобы они учились искусству перевоплощения.
На заре перестройки Ульянов сыграет Цезаря в "Мартовских идах" и так расскажет о тяжком кресте власти, что Михаил Сергеевич Горбачев после представления тихо спросит у него: "Это про меня?". Сегодня эта постановка уже не идет в театре, а в репертуаре сохранился всего лишь один спектакль - "Без вины виноватые", в котором старые вахтанговцы играют вместе. Роль незадачливого провинциального артиста Шмаги исполняет Михаил Ульянов. Это его персонажу принадлежит крылатая фраза: "Мы артисты, наше место в буфете".
Были времена, когда молодой Ульянов тоже часто захаживал в буфеты, рестораны, любил покутить с друзьями, да так, что обо всем забывал на свете. Рубен Симонов, строго соблюдавший дисциплину в театре, решил преподать урок разгулявшемуся таланту и уволил его из театра. "Так, - вспоминает Ульянов, - я повесил свою жизнь на тонкий волосок". И если бы не Алла Парфаньяк (которую он отбил у Николая Крючкова), сумевшая добиться возвращения Ульянова в театр, еще неизвестно, стал бы Михаил Александрович народным артистом СССР и председателем Союза театральных деятелей России, которым он руководил 10 лет. Вот что сказал мне Александр КАЛЯГИН, принявший этот почетный пост от Ульянова.
- Михаил Ульянов был и остается героем нашего времени, особенно для моего поколения. Благодаря его человеческой и актерской мощи СТД не распался, Ульянов сумел сохранить его в самые трудные времена. Обычно Михаил Александрович надевал значок Героя Социалистического Труда и шел по высоким кабинетам, требовал, настаивал, просил, доказывал, и никто перед его напором не мог устоять. Без него союз не смог бы выжить. Ульянов и по сей день остается Честью и Достоинством нашего театра, всего нашего театрального братства.
Думаю, Сан Саныч знает, что одно из любимейших словечек Ульянова - "братцы", перешедшее к нему от Трубникова из фильма "Председатель". Так вот, когда случился пожар в Доме актера на улице Горького, на Михаила Александровича было страшно смотреть, он как-то вмиг осунулся, постарел, согнулся. "Да что же это, братцы, происходит, как такое могло случиться, братцы..." А братцы отводили глаза, виновато улыбались и в очередной раз надеялись на его пробивные способности. Не надо забывать, что Михаилу Александровичу приходилось держать на своих плечах еще и Вахтанговский театр, руководителем которого он стал в 1988 году. В одном из моих интервью с ним в середине 90-х годов Ульянов, не скрывая своей досады по поводу того, что государство бросило театры на произвол судьбы, спрашивал, как могло такое случиться, почему художники оказались за чертой бедности и что делать пожилым артистам, которые, выйдя на пенсию, не выживут. Поэтому он до сих пор ни одного из них не уволил.
Юлия РУТБЕРГ была одной из тех молодых актрис, на кого Ульянов возлагал большие надежды, и она оправдала их, став "звездой" Вахтанговского театра.
- Меня всегда поражает в Ульянове одно необыкновенное качество: если он виноват, то всегда признается и извиняется, независимо от того, кто перед ним: рабочий сцены, осветитель, режиссер. Порой мне кажется, что мы все перед ним виноваты, ведь ради сохранения театра он жертвовал своим талантом, так и не сыграв короля Лира, Фамусова...
Да, Ульянов мог бы репетировать новые роли и сниматься в кино. По крайней мере такие фильмы, как "Ворошиловский стрелок" и "Сочинение ко Дню Победы" доказали, что характер маршала Жукова по-прежнему живет в нем, хотя руководство театром забирает все его время.
В театре мне так и не сказали, почему Ульянов наотрез отказался проводить свой юбилей, хотя весь коллектив готовился к нему и об этом было заранее объявлено в афише. Правда, намекнули на одну заметку, в которой автор съязвил по поводу не слишком цветущего вида 75-летнего Михаила Александровича... Какая мерзость, подумала я, такой праздник всем испортить... Но что бы там ни писали, как бы ни пытались обидеть Ульянова, лев все равно остается львом, даже раненый. Я никогда не забуду, как пять лет назад Ульянов в костюме Бригеллы из "Принцессы Турандот" вытащил на сцену громадную лестницу и начал танцевать цыганочку. Зал встал и долго-долго аплодировал. Так он приветствовал своего несравненного лицедея и героя, благодарил его за великий талант, великое мужество и стойкость.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников