Все в «Норме», если это спектакль театра «Ковент-Гарден»

Впервые в России начались регулярные кинотрансляции из Королевской оперы

В афише кинотрансляций из великих оперных театров мира – важное пополнение. К регулярным кинопутешествиям на спектакли нью-йоркской Метрополитен-оперы с этого сезона добавились передачи из лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден». Их осуществляет недавно созданное агентство Opera HD. И начало оно с мирового шедевра бельканто – «Нормы» Беллини. Что произвело на журналиста «Труда» впечатление разорвавшейся бомбы.

Эта заметка не совсем обычна. Она – не только (и, может быть, не столько) репортаж с посещения кинотеатра, сколько сообщение об открытии. Собственном, совершенном на энном десятилетии профессиональной карьеры музыкального журналиста. Именно благодаря лондонскому исполнению «Нормы» Беллини.

Есть среди сонма мировых опер особый круг шедевров, которые не просто восхищают, но трогают до степени потрясения. Наверное, у каждого он свой – у меня это оперы о трагической женской судьбе. Такие, где к гениальности музыки добавляется рвущий сердце сюжет. «Травиата», «Евгений Онегин» (автор романа в стихах Пушкин не зря всерьез подумывал назвать его «Татьяна Ларина»), «Мадам Баттерфляй»... К спазму в горле в их развязке за эти десятилетия уже удалось привыкнуть, хотя избежать его – ни разу.

Но вот то, что точно так же потрясет «Норма» Беллини, ожидал меньше всего. При всем уважении к бельканто как к прекрасному образцу музыкальной виртуозности и совершенства формы, мне в нем не хватало человеческой теплоты и подлинности драмы. Никак не удавалось сочувствовать, допустим, безумной Лючии ди Ламмермур, сыплющей изящнейшими фиоритурами у окровавленного трупа своего мужа, в той же степени, как это происходило на последних монологах умирающей от чахотки Виолетты или брошенной супругом, лишающейся сына Чио-Чио-сан: там фиоритур куда меньше, но, казалось мне, несравнимо больше страсти. И уж тем более оставляла сердце холодным «Норма». Драма друидской жрицы, брошенной ее древнеримским возлюбленным, даже украшенная гениальной мелодией Casta diva, представлялась напыщенной и ходульной.

А всего-то, оказывается, надо было попасть а) на действительно хорошее исполнение. И б) на такое, где понимаешь, О ЧЕМ поют. Именно это случилось благодаря кинотрансляции «Нормы» из «Ковент-Гардена». Какая это оказалась драма! Какое столкновение характеров! Какая СТРАСТНАЯ (именно страстная, а не формально-фиоритурная) партия, роль, личность Нормы! Какая высекающая искры любовь-вражда с равным ей по силе пассионарием – римским проконсулом Поллионом. И какая мощь материнского чувства – наверное, самого высокого инстинкта на свете, не дающего жрице совершить то, чего от нее требовал ее друидский бог – убить детей, незаконно прижитых от иноверца, а потом за этот «проступок» пойти на костер...

Дело не в выдумках режиссера, или сценографа, или художника по костюмам, «приблизивших» сюжет к нашим реалиям (например, военных нарядили в мундиры современного покроя). Выдумки эти местами даже и хороши (стилизация костюмов Нормы и ее подруги Адальджизы под христианские священнические облачения подчеркивает родственную суть всех культов). Местами – выглядят натяжкой (священный лес друидов почему-то состоит из сотен крестов-распятий, хотя распятие людей любили практиковать как раз римляне, а не галлы). Местами просто отвлекает (например, затяжным показом сериала о кроликах в комнате детей Нормы).

Но все это – не более чем украшения на прекрасном МУЗЫКАЛЬНОМ здании оперы Беллини, воспроизведенном артистами «Ковент-Гардена». Штука в том, что Норма – это потрясающая певица и актриса, немыслимой красоты женщина Соня Йончева. Что Поллион – сногсшибательный тенор с универсальными возможностями Джозеф Каллейя. Что изумительно выстроены ансамбли, где идеальным током параллельных терций и секст наслаждаешься так же, как букетом лучшего итальянского вина. Что достойны этого истинно королевского уровня исполнения прочие солисты – Соня Ганасси (Адальджиза), Бриндли Шеррат (Оровезо), Дэвид Юнхун Ким (Флавий). Что вносит яркую краску в исполнение обладательница сочного сопрано молодая россиянка Влада Боровко, чья международная карьера стремительно развивается – сейчас она участник молодежной оперной программы Ковент-Гарден...

Конечно, огромна заслуга дирижера Антонио Паппано, очевидного творческого последователя Тосканини (но притом чутчайшего аккомпаниатора, идущего за малейшим импульсом актера-солиста).

И еще очень важно, что каждая фраза подтекстована русским переводом. Вспоминаю дикую тоску во время спектакля «Норма» в Большом театре лет 15 назад. И теперь думаю – может, он был не так плох, только надо было понимать все подробности этой схватки характеров, из которой рождается грандиозный сюжет и прекрасная, проникновенная музыка.

Еще важны крупные планы. Тут кинотрансляции – просто новое слова в истории оперного жанра. Правда, они же накладывают отдельную ответственность на актеров. Но уж извольте, господа артисты. Опера – не концерт в костюмах, а настоящий театр, как нам уже четвертый век не устают втолковывать Монтеверди, Моцарт, Верди, Вагнер, Чайковский... Соня Йончева и ее партнеры по сцене прекрасно усвоили этот завет. Отчего то же самое не сделать артистам наших «больших и малых театров»?

У тех, кто пропустил прямую трансляцию, есть еще шанс посмотреть запись 21, 27 ноября и 6 декабря, да еще с тем преимуществом, что в этом варианте интервью с участниками постановки, взятые в антракте, будут подтекстованы русским переводом.

Тем временем Opera HD готовит следующую трансляцию: в воскресенье 20 ноября передадут оперу Моцарта «Так поступают все женщины». Судя по показанному в антракте «Нормы» куску репетиции, исполнение искрометное. Я, в частности, обратил внимание на имя Йоханнеса Мартина Кренцле – этот певец изумил вокальной и актерской виртуозностью в транслированных два года назад другим агентством, CoolConnections, «Нюрнбергских мейстерзингерах» из Метрополитен-оперы, где он исполнил партию Бекмессера. И показал, что его смешной и неуклюжий герой совсем не так прост, на самом деле – он главный ТРАГИЧЕСКИЙ персонаж этой КОМИЧЕСКОЙ оперы. Интересно, каким предстанет в его исполнении другой плут – Альфонсо? Ведь опера Моцарта тоже совсем не проста по смыслу, в ней много «доньев», уже два с лишним столетия интригующих исполнителей и публику.