ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ИНТЕРНЕТ

Подписанием в субботу в Брюсселе российско-американского документа под сложным названием "Меморандум о понимании об уведомлениях о пусках ракет" завершилась напряженная двухлетняя работа дипломатов двух стран. Свои подписи под межгосударственным соглашением поставили Игорь Иванов и Мадлен Олбрайт.

Меморандум стал вторым из двух документов, реализующих сделанное еще в сентябре 1998 года совместное заявление президентов России и США об обмене информацией о пусках ракет и раннего предупреждения. Первый же, подписанный в июне во время визита в Москву Билла Клинтона, предусматривает создание в Москве Центра обмена данными о пусках ракет.
Система подобных договоров существовала и раньше. Ее основа была заложена еще в советское время, когда СССР и США подписали соглашение об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и баллистических ракет на подводных лодках, развитое затем в договоре СНВ-1.
Однако у нового документа есть ряд особенностей. Во-первых, для обмена информацией о пусках ракет предполагается использовать всемирную компьютерную "паутину" - Интернет. Для защиты потоков служебной информации, передаваемых по этой сети, предусмотрены специальные меры. Параллельно будет функционировать и ее предшественница, работающая на базе Центра предупреждения ядерной опасности Министерства обороны РФ.
Вторым принципиальным отличием новой системы станет возможность подключения к ней и других государств. Технически количество стран-пользователей может быть доведено до двухсот.
Система вступит в строй в марте 2002 года и будет работать на базе московского центра обмена данными, строительство которого должно начаться в следующем году. По оценкам специалистов, возможность подключения к договору третьих стран в перспективе может снизить устремления отдельных государств заполучить ракетные технологии.
Есть вероятность, что соглашение может несколько охладить пыл особо рьяных сторонников создания в США системы национальной ПРО. По крайней мере, с подписанием меморандума ослабляется один из аргументов американской стороны в защиту идеи национальной ПРО - возможность несанкционированных пусков российских ракет.