03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ОБИЖАЙТЕ ЛАСТОЧЕК

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 20 Декабря 2000г.
Лауреат Государственной премии Кама Гинкас на сцене ТЮЗа признался в любви жене Генриетте Яновской, посвятив ей спектакль "Счастливый принц".

В ПОСЛЕДНИЕ годы, когда многие театры вынуждены идти на поводу у публики, готовой платить деньги только за пикантные зрелища, уважения заслуживают художники, которые не желают продавать свое вдохновение. К ним, на мой взгляд, относятся два неразлучных режиссера - Кама Гинкас и Генриетта Яновская, воспитанники Георгия Товстоногова.
К детским театрам у нас всегда было снисходительное отношение. Их уделом считали разного рода пустячки, незатейливые сказки. Яновская, впервые в Москве обратившись к "Собачьему сердцу" Михаила Булгакова, опровергла это мнение и убедила всех, что тинейджеры способны воспринимать насыщенный сложными художественными символами спектакль.
Поэтому никого не удивило, что последнюю работу - "Счастливый принц" Оскара Уайльда Гинкас посвятил Генриетте Яновской. Почему именно этот спектакль? Дело в том, что, начиная с "Гамлета" в Красноярском ТЮЗе, Кама Миронович всю жизнь шел навстречу автору "Портрета Дориана Грея" - короля парадоксов и интеллектуального гурмана. Уайльд очень любил Достоевского и, когда попал в тюрьму в 1895 году по обвинению в безнравственности, то, выйдя через два года на свободу, написал "Записки из мертвого дома", дав своему сочинению точно такое же название, как Федор Михайлович в 1861 году, вернувшийся после каторги в Петербург. В этом драматическом совпадении для Гинкаса, поставившего чуть ли не всего Достоевского, заключался особый художественный смысл, потому что именно английский ценитель прекрасного вслед за русским говорил: "За все удовольствия в жизни человек должен расплачиваться страданиями, только они придают смысл его существованию".
ЕСЛИ внимательно всматриваться в творчество Гинкаса, то можно найти в нем глубоко затаенную боль человека, прошедшего через большие испытания. И тут, как мне кажется, не последнюю роль сыграла война, когда он мальчишкой оказался в еврейском гетто города Вильнюса. С тех пор Гинкас стремится защитить каждого маленького человечка от насилия и крови, откровенной агрессии и жестокости. Одним словом, от всего того, чем сейчас так переполнена наша жизнь. В новом спектакле главные герои - легкокрылая ласточка и золотая статуя принца, способная разговаривать. Жизнь принц провел в праздности и удовольствиях во дворце за высоким забором и от того ничего не знал о бедах других людей. Теперь на высокой горе ему открылись все несчастья мира, но ничего изменить он не может, поскольку ноги статуи прикованы.
Путешественница-ласточка, пролетая в дальние края на зимовку, решила передохнуть на его железной деснице. Ей тоже было грустно, так как не смогла уговорить любимый тростник лететь вместе с ней. Но жизнь не стоит на месте, и, как все женщины, склонные к переменам, влюбилась во второй раз, теперь уже в статую с оловянным сердцем. Одинокий принц воспользовался ее добротой и уговорил вначале выклевать его изумрудные глаза и раздарить голодным, а потом снять золотые пластинки с "тела" своей огромной статуи и тоже отдать нищим.
КОГДА же памятнику уже нечего было отдавать, наступили губительные для маленькой птички холода, и она поняла, что скоро умрет. Ни о чем не жалея, ласточка поцеловала холодные уста ослепшего друга и замертво упала к его ногам. Пришедший дворник подмел ее вместе с сухими листьями. Ну а высокая комиссия, осматривающая достопримечательности города, решила снести обезображенного "великана" и на его месте воздвигнуть другой, в честь очередного выдающегося деятеля...
Не правда ли, есть в этом финале что-то и от нашего времени, когда с пьедесталов низвергают прежних кумиров, чтобы возвести новых? Одно зло рождает другое. Но Гинкас и тут не изменил себе, защищая прекрасное в человеке, оставаясь парадоксальным и ироничным художником, верным учеником Оскара Уайльда.
Режиссер не дает зрителям погрузиться в безысходно-тоскливое состояние, постоянно будоражит их, соединяя драматизм ситуаций с веселой клоунадой, лирические монологи с игровыми этюдами без слов. Постепенно из всей этой творческой "мешанины" вырастает светлая и чистая мелодия - прощальная мелодия разбитого оловянного сердца принца, скорбящего о погибшей по его вине ласточке. Сознаюсь, более впечатляющего признания в любви одного режиссера другому я еще не встречала.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников