03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СВЕТЛОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Павленко Владислав
Опубликовано 01:01 20 Декабря 2001г.
18 октября на страницах "Труд-7" в публикации "Подземная обитель" было рассказано о необычном памятнике истории на Алтае. Но в материале из-за недостаточной информированности краеведов ошибочно утверждалось, что это единственный в России храмовый пещерный комплекс. Чуть менее двух лет назад в Белгородской области завершены основные работы по восстановлению Холкинского Покровского монастыря, упраздненного еще в 1764 году повелением императрицы Екатерины II. Его православные насельники вели богослужения в подземном храме, молились в подземных кельях, соединявшихся вырубленными в меловой горе коридорами... Сегодня "Труд-7" рассказывает об истории Холкинской обители и об удивительных людях, возвративших ее Русской Церкви.

В Холкинские пещеры, освещаемые тусклым электричеством, я попал с Надеждой Дмитриевной Бычковой и Василием Дмитриевичем Пономаревым - сестрой и братом, чьими усилиями в первую очередь возвращено из небытия это древнее чудо. Надежда Дмитриевна продолжала начатый на поверхности рассказ:
- Достигнув этой местности, инок Киево-Печерской лавры Геласий и его спутники ощутили всем сердцем особую Божью благодать. Исключительно живописное место - три высоких вытянутых холма-мыса с крутыми склонами и бьющими из них родниками, позади - густой лес, внизу вьется река Оскол. Ни дорог, ни жилья, только пещера в северном холме, которая осталась от далеких предков, оборонявших здесь юго-восточный рубеж Руси. Монахи принялись углублять пещеру и основали подземный монастырь. Год его рождения по документам - 1620-й...
Неспешно продвигаясь узкими, двухметровой высоты сводчатыми коридорами, мои провожатые подходят к первой из шести пока найденных (известно, что всего их было двенадцать) келий безымянных схимников. Она представляет собой углубление в породе примерно два на три метра, у противоположной стены - меловая лежанка, вверху ниша для иконы, сбоку другая - для свечи. Кажется, что потускневший от времени мел источает мягкий серебристый свет.
- Схимники все свое время посвящали молитвам, - говорит Надежда Дмитриевна. - Нынешние паломники иногда задаются вопросом: "А может, в пещерах золото прятали?" Я им поясняю: те, кто может прятать золото, не живут в пещерах. Под землю уходили истинно верующие, уходили во имя укрепления веры, чтобы ничто не отвлекало от общения с Богом.
Через несколько минут мы достигли храмового сооружения в глубине горы. Как ни были стеснены в своих возможностях древние монахи, но они сотворили в подземелье своеобразный шедевр! Площадь церкви почти 60 квадратных метров, высота - около четырех. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре - меловое возвышение в виде престола. Особое впечатление производит выложенная изразцами алтарная часть. Но это, как и несколько икон, церковная утварь, уже заслуга нынешних мастеров.
Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в 1990 году, в Чернянском райкоме партии. Он родился и вырос в Холках - селе, которое появилось у подножия знаменитых трех холмов уже после основания монастыря. Ходил в школу, размещавшуюся в одном из монастырских зданий. Дома часто слушал мамины рассказы о прошлом. А полузасыпанные подземелья были любимым местом игр сельских ребятишек.
В Холках из поколения в поколение передавали предания об обители, о ее таинственных монахах-пустынниках, неизвестно куда исчезнувших после царского указа. 87-летняя Ульяна Марковна, мама Надежды и Василия, до сих пор помнит рассказ своей бабушки о том, что даже столетие спустя в подземельях иногда появлялись неведомо откуда неизвестные иноки, истово молились ночь напролет, а на рассвете, поднявшись на поверхность, исчезали как приведения в лесной чащобе. Впрочем, подземный храм не забывали и сами холковцы - сюда они приходили на службы в холодное время года, а летом службы шли в верхнем храме - Преображенском, построенном за двадцать лет до закрытия монастыря. В 20-30-е годы минувшего века Ульяна Марковна пела в церковном хоре, знала священников тех лет, на ее глазах в 1937 году арестовали последнего батюшку. Вскоре храм был взорван, а кирпич пошел на колхозные постройки. Исчезли без следа надвратная церквушка, деревянная часовенка и кирпичное окаймление входа в подземелье. В 50-е годы, когда дети Пономаревых пошли в школу, не изменившая своей вере Ульяна Марковна была уже хранительницей спасенных из взорванного храма иконы Казанской Божией Матери, старинных Библии и Евангелия.
Выросшие в атмосфере этих исторических преданий и событий, истинного верования дети Пономаревых в своей взрослой жизни не могли быть безучастными наблюдателями того, как время безжалостно уничтожает наше духовное наследие.
На переломе эпох - летом 1990 года Пономарев осознал вдруг, что настало время, когда он должен совершить, быть может, главный поворот в своей жизни: сделать все возможное для спасения монастырских подземелий и увековечения памяти защитников Древней Руси. Лет двадцать тому назад двое районных архитекторов уже пытались устроить здесь музейный комплекс - разработали план обустройства, собрали исторические документы, старинную церковную утварь. Но поддержки не получили, а за прошедшее время "дикие туристы" еще сильнее обезобразили пещеры. С тревогой за судьбу уникального памятника истории Василий Дмитриевич начал "стучаться в двери всех инстанций". Новое время - новое отношение: помощь пообещали райадминистрация, областные управления культуры и общество охраны памятников. В Белгородском педуниверситете договорился о приезде стройотряда...
Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и "стройотряд": два студента - Сергей Лукинов и Андрей Мухтаров. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали сестра Пономарева да присланный райадминистрацией каменщик. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в престольный праздник Покрова, состоялось, как сообщала райгазета, "торжественное открытие Холковских пещер для посетителей".
Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии. В подземном храме, обустроенном энтузиастами и Чернянским приходом, возобновились воскресные богослужения. Но Василий Дмитриевич вознамерился возрождать весь монастырский комплекс. К счастью, нашелся в Чернянке еще один подвижник - начальник вневедомственной охраны района Владимир Васильевич Сбитнев. Как уж ему удавалось убеждать потенциальных спонсоров, архитекторов, строителей вложить частицу своего труда в воссоздание монастырского комплекса - один он знает. Всего три с небольшим года ушло на возведение нового верхнего храма, надвратной церкви у входа в подземелье, часовни и памятного знака на вершине холма и лестничного подъема к ним, а также монастырских келий и хозяйственных служб. В те годы - в середине 90-х, как раз было учреждено Белгородско-Старооскольское епархиальное управление, и архиепископ Иоанн принял решение о воссоздании в Холках действующего монастыря.
Освящение монастырского комплекса, и снова при огромном стечении народа, состоялось 19 декабря 1999 года. Владыка Иоанн, выразив глубочайшую благодарность всем участникам строительства, сказал, что это воистину беспримерный подвиг, святое дело. Ведь после открытия пещер сюда стали стекаться паломники со всей области и других регионов России.
В конце торжеств поддерживаемая сыном вышла к владыке Ульяна Марковна и передала сохраненные холкинскими верующими старинные монастырские икону, Библию и Евангелие. Свершилось то, во что не столь давно невозможно было поверить, - восстал из пепла дважды порушенный монастырь, одна из древних духовных святынь.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников