СТРАСТИ ПО НОБЕЛЮ

Не только мне и моим коллегам-критикам, но и, судя по письмам в редакцию, большинству телезрителей в последнее время cтало бросаться в глаза однообразие телеэфира. Мы наблюдаем изо дня в день и ограниченность тем, выбираемых каналами, и бедность используемых для их раскрытия творческих средств.

Поэтому опытному взгляду сразу заметны те немногие программы в эфире, которые отличаются новизной содержания и нетрадиционной его подачей в эфире. К ним я бы отнес большой (из четырнадцати частей) цикл "Тринадцать плюс", посвященный столетнему юбилею Нобелевской премии.
Мастера научно-популярного жанра из АСС-ТV во главе с телевизионными академиком Л. Николаевым в течение месяца шаг за шагом прослеживали судьбу российских нобелевских лауреатов. Рассказывали о выдающихся ученых - от великого физиолога Ивана Павлова до нашего современника, замечательного физика Жореса Алферова, получившего премию в минувшем году.
Канал ОРТ не рискнул поставить этот серьезный нобелевский цикл в свой эфир, ориентированный главным образом на развлекательные жанры. Он прошел по "малотиражному" каналу "Культура" - зато в лучшее вечернее время. Уже вскоре после начала показа стало очевидным, насколько прогадало ОРТ: отменно качественные, построенные к тому же на присущей всякой высокой науке "детективной" интриге, эти передачи оказались не только познавательными, но и увлекательными.
Промашка оэртэшников стала особенно заметна на минувшей неделе, когда к нобелевской теме обратились еще два канала - ТВ-6 и РТР. Причем каждый из них нашел свой собственный аспект в ее раскрытии. Если АСС-ТV рассказывало только об ученых-естествоиспытателях, то ТВ-6 добавило к ним и награжденных в других видах деятельности - писателей и миротворцев. А РТР предпочло сделать три большие передачи, обратив внимание на ныне здравствующих российских лауреатов.
Евгений Киселев включил пять серий "Страстей по Нобелю" (ТВ-6) в идущий на канале цикл "Новейшая история". Они стали самым крупным проектом цикла. Количество стран, в которых велись съемки, круг исторических фактов и имен, калейдоскоп нынешних знаменитостей - все это очень впечатляет. Число приведенных подробностей иногда даже зашкаливает, кажется излишним. Скажем, обязательно ли зрителям знать, что Нобель в конце своей жизни очень боялся быть погребенным заживо, а академика Ивана Павлова ограбили на нью-йоркском вокзале? Но в целом богатство фактов "работает". Немаловажно и то, что съемки о великих наших соотечественниках велись в тех местах, где происходили их открытия, что делает портреты венценосцев более выпуклыми и запоминающимися.
Три телефильма на РТР, посвященные "нобелевцам", выглядят совсем по-другому. Это действительно фильмы, а не аморфные, кое-как сляпанные передачи, которых так много в последнее время в эфире. Здесь важен не только предмет, о котором идет речь, - в данном случае выдающийся человек, но и тот эстетический прием, с помощью которого раскрывается его образ. При нынешнем упадке документализма на телеэкране особенно отрадно, что на государственном телеканале представили свои работы известные режиссеры - мастера публицистического жанра.
Сергей Мирошниченко в своей ленте об Александре Солженицыне, кроме превосходно снятых интервью с писателем, нашел две неожиданные краски. В начале и в конце фильма он соединил закадровый текст пронзительно-горестных строк прозы Солженицына в исполнении самого автора с нынешними кадрами разоренной нашей земли. По сюжету эти кадры вроде бы выполняют скромную функцию, обозначив поездку к загородному дому писателя и возвращение из него. Но, по сути, тут встает образ его творчества, в котором всегда ощущается неизбывная боль за матушку Россию.
Совершенно иначе раскрывает Игорь Беляев в своей ленте образ Михаила Горбачева. Оба они когда-то вместе учились на юрфаке МГУ, давно знакомы, и у режиссера сохранилось немало съемок десятилетней давности, когда первый президент СССР уходил в отставку. Искусный монтаж тогдашних неспешных бесед, сознательно снятых в сходных ракурсах и декорациях, исподволь подводит зрителей к мысли о нерешенности тех проблем, что стояли перед обществом еще в конце 90-х...
Таким образом, казалось бы, юбилейные передачи обретают остропублицистический смысл. Думающему зрителю они дают гораздо больше, нежели кочующие из программы в программу сюжеты о каждодневных политических сварах и проворовавшихся чиновниках.