07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЕМЬ НОТ В РОЗНИЦУ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 20 Декабря 2001г.
Второй раз я попадаю на сольный концерт юной китаянки в Кремлевском дворце, и второй раз то же самое ощущение: то, что делает на сцене хваленая Ванесса Мэй, могла бы с не меньшим (уж по крайней мере!) успехом делать любая из тысяч "пятерочниц", что скромно обучаются в наших областных музучилищах. Звук разрекламированной "скрипки Паганини", на которой якобы играет девушка, такой тощий и тусклый (может, под воздействием усиливающей электроники?), что впору подумать - а не на нашем ли фабричном ширпотребе все это исполняется?

Итак, выразительного звука нет. Нет и особой виртуозности, если не считать накатанного Ванессой "Шторма" - переделки концерта Вивальди, тоже, по-моему, вполне доступного средне-приличному школяру. Другое дело, что именно Ванесса догадалась ТАК обработать Вивальди. Но это было 4 года назад. Кажется, ничего сравнимого по яркости в ее репертуаре не появилось. Не считать же серьезным приобретением сочиняемые ею во множестве баллады (некоторые она сама поет нестойким любительским голоском). Иногда появляются чуть более интересные мотивы, как, например, в пятом номере второго отделения, но на поверку это оказываются плохо переваренные фрагменты "Вокализа" Рахманинова. Коварными для исполнительницы становятся и экскурсы в джаз-роковый стиль. Ей-богу, соло гитариста из ансамбля или имитация клавишником звучания биг-бенда производят куда более яркое впечатление, чем музицирование самой Ванессы.
Говорят, Ванесса сейчас держит первенство по продажам дисков как классический исполнитель. Не знаю, как в области чистой классики, но то, что она представила в Москве, к большой музыке имеет весьма опосредованное отношение. А вот к большой и действительно высокопрофессиональной раскрутке - да, отношение самое прямое. Во всяком случае, коммерческий успех московский концерт, скорее всего, имел: на улице предлагали билеты в партер по 3000, и зал отнюдь не пустовал.
В последнее время сформировался целый пласт искусства, образно говоря, для процветающих людей, может быть, успевших достичь некоторой "респектабельности", но не успевших стать в полном смысле "классической" публикой. Это по внешности классика, но по сути - по "глубине", "оригинальности", "техничности" (точнее, по отсутствию всех упомянутых в кавычках качеств) - типичная попса. Бесполезно судить ее по законам большого искусства. Задача критика лишь - внятно объяснить разницу между тем и другим. В этом смысле Ванесса Мэй вовсе не хуже, чем, скажем, Вадим Репин или Максим Венгеров. Просто другой жанр. И, кстати, совсем другие сценические условия. Ведь наша нынешняя гостья - представительница западного музыкального рынка, который давно устоялся и цивилизовался. Вот в чем отличие Запада от диковатой еще России: там попсовый исполнитель четко осознает собственную жанровую специфику и никогда не будет претендовать на традиционную академическую сцену, подобную Большому залу консерватории или Большому же театру.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников