КРАСНОЯРСКИЙ КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТ

Вот уже несколько месяцев в Красноярске новый губернатор. Наследство ему досталось непростое - одни только долги составляют 13,7 миллиарда рублей, что больше половины всей доходной части краевого бюджета за текущий год. Разработанные командой нового губернатора меры по оздоровлению экономики края способны навести, как полагают эксперты, порядок в бюджетной сфере.

Откуда в Красноярске взяться бюджетному кризису? Ведь это один из богатейших регионов России - тут тебе и металлургические гиганты, и крупнейшие предприятия энергетики, лесной промышленности, в крае производится продукции на сотни и сотни миллионов долларов. Продукция-то производится, а вот налоги с полученных доходов платятся кое-как, некоторые собственники крупнейших предприятий до недавнего времени предпочитали выводить капиталы из края, не найдя общего языка с местной администрацией. Прибавьте к этому чиновничий зуд тратить бюджетные средства на совсем не первоочередные нужды - и причины сложившейся ситуации станут очевидными.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин часто называет себя "антикризисным управляющим". Потому что в сложившихся обстоятельствах он пытается использовать известные ему по прошлой работе методы оздоровления предприятия, которые применяются в крупном бизнесе. Что это за методы? По мнению Хлопонина, Красноярский край можно сравнить с масштабной разветвленной корпорацией - многопрофильным предприятием, а жителей края - с сотрудниками этой корпорации. Цехов-предприятий у корпорации много, у каждого - свои интересы, свое начальство. Некоторые не только сами не умеют работать нормально, но и другим жить мешают, например, тем, что не платят своевременно за потребленную электроэнергию, за уголь, за транспорт. В результате нерадивость отдельных подразделений приводит к убыточности корпорации в целом. Финансы расстроены, долги нарастают, капиталы бегут в другие регионы... Вам это ничего не напоминает? Сегодня многие в Красноярске говорят о том, что если ничего не менять, то край неизбежно станет банкротом.
Задача антикризисного управляющего - выявить болевые, проблемные точки, провести необходимые преобразования, реорганизацию с тем, чтобы минимизировать издержки, повысить эффективность управления. Попросту говоря, жуликов и неумех надо заменить честными профессионалами, закрыть зияющие дыры, в которые безнаказанно уплывает бюджет, прекратить неплатежи и необоснованные траты.
Главное звено, за которое можно ухватиться, чтобы вытянуть край из долговой трясины, - это бюджет. Хлопонин поставил перед собой и своей командой задачу: в кратчайшие сроки принять сбалансированный бюджет края на 2003 год. Расходные статьи должны быть надежно обеспечены статьями доходными. А это значит, что уже в следующем году будет прекращена практика финансирования из бюджета края не самых первоочередных, недостаточно обоснованных проектов. Одновременно размер самого бюджета становится намного больше. Так, доходную часть бюджета предполагается увеличить с 23 миллиардов рублей в текущем году до 30 миллиардов в году 2003-м. Одновременно расходная часть должна стать более реалистичной, рациональной.
Понятно, что прагматизм в финансах - вещь безальтернативная, но не всегда приятная и популярная. Сбалансированность бюджета потребует, к примеру, провести реформу ЖКХ, от чего ряд законодателей Красноярска уже сейчас пытается дистанцироваться. Команда же губернатора, напротив, принимает меры, чтобы смягчить последствия реструктуризации жилищно-коммунальной сферы для беднейших слоев и среднего класса. На днях Законодательное собрание приняло краевой закон о принципах социальной защиты населения в условиях реформы ЖКХ, разработанный с участием администрации края. В бюджете на 2003 год предусмотрены значительные скидки и дотации для малоимущих.
Особая задача - создать благоприятные условия для развития среднего и малого предпринимательства. В последние годы цены на продукцию, в первую очередь металлургии, снижаются, конъюнктура и ряда других рынков сбыта для традиционных товаров красноярских предприятий тоже не самая благоприятная. Вот почему руководство края решило простимулировать предпринимательскую активность набором антикризисных мер.
Так, впервые в истории новой России в крае снижены тарифы на электроэнергию для населения. Начался процесс пересмотра энерготарифов для предприятий. По мнению Александра Хлопонина, процесс формирования тарифов должен быть ясным и прозрачным, чтобы монополисты не могли получать необоснованно завышенную прибыль. Тарифы должны быть такими, чтобы коммерческим предприятиям было выгодно работать на территории края.
Проблема обоснованности тарифов напрямую связана еще с одним острым вопросом - неплатежами. В прошлые годы неуклонный рост тарифов сопровождался накоплением долгов предприятий друг перед другом и перед бюджетом. Команда губернатора провела несколько раундов переговоров с энергетиками, с владельцами металлургических предприятий, что позволит в ближайшее время развязать узлы неплатежей между бюджетом, энергетиками и угольщиками. Недавно губернатор Красноярска подписал с энергетиками соглашение о реструктуризации 680 млн. рублей старых долгов краевого бюджета за тепло- и электроснабжение и гарантировал, что впредь все текущие платежи региональная администрация будет вносить своевременно. Соответствующие средства уже заложены в проект бюджета на 2003 год. А до конца нынешнего на счета "Красноярскэнерго" поступит примерно 700 млн. рублей. Эти деньги позволят энергетикам, в свою очередь, рассчитаться со старыми долгами перед угольщиками.
В наборе инструментов любого антикризисного управляющего на одном из ведущих мест - оперативное принятие кадровых решений. Команда губернатора продолжает пополняться профессионалами. Так, новыми вице-губернаторами стали выходец с Таймыра Александр Новак и квалифицированный специалист из городской администрации Красноярска Эдхам Акбулатов. Им особо не позавидуешь: не такое уж это бесхлопотное дело - быть сегодня в команде Александра Хлопонина (извините за невольный каламбур). Ведь масштабы проблем, которые им предстоит решать на новых постах, не идут ни в какое сравнение с Таймыром или городским хозяйством Красноярска - уж слишком все запущено в крае. Тем не менее новые назначенцы полны уверенности, что докажут свою профессиональную состоятельность, действуя настойчиво и решительно.
Главное преимущество антикризисного подхода к проблемам края в том, что для новых управленцев нет ничего неожиданного. Диагноз поставлен, методы лечения известны и опробованы, в общем-то, на практике. А значит, шансы на выздоровление есть.